Первые штрафы за нарушение правил о маркировке: теория и практика
В ноябре 2023 года было возбуждено первое административное дело по вступившим в силу в сентябре того же года частям 15, 16, 17 ст. 14.3 КоАП РФ, предусматривающим ответственность за нарушение ст. 18.1. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).
На своем сайте мы делали обзорную статью об этих изменениях, где рассказывали о характере новых штрафов, их размере и особенностях.
В этой статье мы поговорим о практике применения санкций за нарушение правил о маркировке рекламы.
Одно из первых административных дел о нарушении правил маркировки интернет-рекламы в соответствии с ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе возбудило Нижегородское УФАС в отношении владельца Telegram-канала «Мой Нижний Новгород» (Постановление Нижегородского УФАС России от 04.12.2023 по делу № 052/04/14.3-2678/2023). Владельцу канала назначили штраф размером 2 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
Почему такой маленький штраф?
Мы предполагаем, что уполномоченные органы сначала идут по пути применения ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, этой нормой предусмотрен более мягкий штраф за нарушение рекламного законодательства, чем частями 15-16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства о рекламе физическими лицами грозит штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб. Нижегородское УФАС в Постановлении от 04.12.2023 по делу № 052/04/14.3-2678/2023 делает акцент на следующие обстоятельства:
- Правонарушение было совершено лицом впервые.
Отсутствуют смягчающие и отягчающие обстоятельства.
- Непродолжительное время совершения правонарушения — с 02.09.2023 по 12.09.2023, т. е. всего 10 дней – это обстоятельство также могло сыграть роль в назначении минимальной санкции.
При этом правонарушение не признается малозначительным и освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием нельзя.
Санкция за повторное правонарушение
Несмотря на наложение штрафа, администратор канала восстановил удаленные материалы в упомянутом Telegram-канале, после чего по жалобе физического лица провели повторную проверку. По ее итогам материалы предыдущего дела были переданы в Роскомнадзор.
16 ноября 2023 г. Роскомнадзор вынес определение о возбуждении дела по привлечению за административное правонарушение, предусмотренное уже не ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а недавно введенной ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ. Повторное размещение ненадлежащей рекламы Роскомнадзор посчитал нарушением ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе.
12 декабря 2023 г. Роскомнадзора вынес постановление № ПО-52/3/363, согласно которому владельцу Telegram-канала был назначен штраф в размере 30 000 руб. (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 руб. до 100 000 руб.).
При рассмотрении дела Роскомнадзор учел следующие смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ):
Раскаяние лица, совершившего правонарушение.
На основании смягчающих обстоятельств был вынесен минимальный штраф по ч. 16 ст. 14.3 КоАП – 30 000 руб.
Добровольное прекращение противоправного поведения (владелец канала удалил ненадлежащую рекламу).
Правонарушитель оказывал содействие в ходе производства по делу.
На основании смягчающих обстоятельств был вынесен минимальный штраф по ч. 16 ст. 14.3 КоАП – 30 000 руб.
Таким образом, при совершении административного правонарушения впервые, вероятнее всего, дело будет возбуждено УФАС по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Предусмотренная ею ответственность ниже, чем по частям 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Однако если произойдет повторное правонарушение, то дело будет передано в Роскомнадзор, который может применить ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Иные случае из судебной практики
Анализируя практику рассмотрения дел, возбужденных в связи с нарушением законодательства в сфере рекламы, можно прийти к выводу, что УФАС на данный момент применяет лишь ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в качестве наиболее щадящей меры юридической ответственности и зачастую выносит штрафы по нижней границе санкции при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Так в Постановлении Тюменского УФАС России от 25.10.2023 по делу № 072/04/14.3-496/2023 юридическому лицу был назначен штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в размере 110 000 руб. (при санкции от 100 000 руб. до 500 000 руб.). Компания нарушила не только ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, но и ч. 7 ст. 24 Закон о рекламе, поэтому штраф превышает минимальный размер на 10 000 руб. (также отсутствовали отягчающие обстоятельства).
В Постановлении Кемеровского УФАС России от 28.02.2024 по делу № 042/04/14.3-168/2024 предприятию также был назначен административный штраф в размере 100 000 руб. за нарушение ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе. УФАС признало лишь одно нарушение, отсутствовали отягчающие обстоятельства, а также был сделан вывод о наличии смягчающего обстоятельства — совершения административного правонарушения впервые. Нарушителю назначили минимальный возможный штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Приходим к выводу, что крупные штрафы за нарушение правил маркировки Интернет-рекламы, предусмотренные частями 15-16 ст. 14.3 КоАП РФ, на данный момент практически не применяются, за исключением случаев неоднократного нарушения соответствующих норм со стороны правонарушителя.
Как снизить сумму штрафа?
Согласно рассмотренной практике УФАС и Роскомнадзора, для назначения наименьшего штрафа из возможных важны следующие обстоятельства:
отсутствие отягчающих обстоятельств и лишь одно нарушение законодательства о рекламе;
добровольное прекращение противоправного поведения, т. е. удаление ненадлежащей рекламы;
раскаяние лица, совершившего правонарушение, в качестве смягчающего обстоятельства;
- содействие лица, совершившего правонарушение, в ходе производства по делу.
Таким образом, на данный момент возможно пройти по низшему пределу санкции, учитывая ряд факторов: совершение правонарушения впервые, смягчающие обстоятельства, признаки малозначительности нарушения. Если принять эти обстоятельства во внимание, риски наложения крупных штрафов снижаются.
Чтобы избежать штрафов, связанных с нарушениями правил о маркировке рекламы, необходимо соблюдать требования рекламного законодательства, а также рекомендации, разработанные уполномоченными органами.
Юристы ЦПО групп готовы ответить на любые вопросы о маркировке интернет-рекламы, а также оказать услуги, связанные с защитой интересов лица при рассмотрении дел о нарушениях рекламного законодательства.
Контакты для связи:
Резникова Дарья
+7 (812) 603-45-25 (доб. 555); +7 969-210-37-42
E-mail: cpo36@pravorf. ru
ТГ-аккаунт @DariaRezzzz_CPO
Много интересного контента по правовым вопросам в сфере IT, рекламы, персональных данных, мы публикуем
Подписывайтесь и изучайте!