Чек-лист: как вернуть деньги за тур, в который вы не полетите
Очень вероятно, что эта статья для многих будет актуальной. Коротко и ясно рассказываю, в каких случаях вы можете вернуть деньги за тур, сколько получите и какой порядок действий вам нужен. Сохраняйте, вдруг пригодится.
В обозримом будущем туркомпаниям и авиаперевозчикам «прилетят» запросы на возврат путевок. По понятным причинам. Вернуть свои деньги может каждый потребитель, и неважно, что за окном – COVID-19 или что-то другое. И на это у него есть ряд причин.
Когда можно вернуть деньги за тур
В соответствии с законом, вы можете отказаться от тура в любой момент и вернуть свои деньги. Что касается авиабилетов, важно, чтобы билет был возвратный – он стоит дороже, но с его помощью можно легко «откатить» покупку тура назад и потребовать возврата средств. Если билет невозвратный – начнутся танцы с бубнами, потому что по закону вам могут отказать в выплате. Рассчитывать можно лишь на «неиспользованные суммы», взимаемых перевозчиком в пользу других организаций. От общей стоимости путевки это мизерные деньги.
Законные причины:
- ухудшение условий в месте пребывания – война, гражданские беспорядки, стихийные бедствия, смена туристической политики
- решение туроператора перенести сроки вашей поездки «в одного» и без согласования с вами
- непредсказуемый рост цен на рынке пассажирских перевозок – когда авиакомпании (далее – АК) ощутимо увеличивают цену на билеты
- форс-мажорные обстоятельства, которые не зависят от туриста – он заболел, его госпитализировали, отказали в выдаче визы или поменялась турполитика РФ
Сколько денег можно получить?
По закону вам должны вернуть всю сумму за вычетом расходов, которые понес турагент.
Основания:
Причины, не зависящие от сторон:
- заявление Министерства иностранных дел РФ с рекомендациями воздержаться от поездок в страну
- информация Ростуризма об угрозах безопасности туристов в данном регионе
- иные нормативные акты / документы, принятые и вступившие в силу
Это как раз про форс-мажорные обстоятельства, наступление которых не зависит ни от одной стороны. Вот как сейчас, например.
Избежать разговоров на тему COVID-19 невозможно. Поэтому ответ от меня, основателя сервиса финансирования судебных процессов и моих коллег-юристов, такой: никто ничего не знает. Юристы понятия не имеют, как будет проходить возврат денежных средств в этой ситуации. За сутки мы получаем столько новостей, столько раньше получали за полгода – туристические компании в агонии ждут поддержки правительства, авиакомпании объявляют режим простоя, а российские туристы до сих пор не могут ни улететь, ни вылететь. Какие меры примут в итоге и как получить деньги – вопрос времени. Напишу об этом сразу, как появится информация и хоть какая-то судебная практика по этому вопросу. Будьте здоровы.
Сколько денег можно получить?
Если вы еще не выехали в опасный регион, вам вернут полную стоимость тура. Если вы уже в поездке, туроператор обязан вернуть сумму за не оказанные вам услуги – например, вы находитесь в опасном регионе 2 дня из 14 дней. Спешно пакуете чемоданы и улетаете на родину. Соответственно, оставшиеся 12 дней вы не отгуляли – вот за них вам и вернут деньги.
Основания:
Личные причины:
- человек заболел / заболели его близкие
- ухудшилось финансовое положение и лететь отдыхать стало не на руку
- любая другая веская причина
По сути, сюда можно отнести все ваши личные обстоятельства, из-за которых вы не можете улететь.
Сколько денег можно получить?
Стоимость тура за вычетом фактически понесенных турагентом расходов. Подробные условия отказа от поездки содержатся в договоре и различаются у разных турагентств. Для наглядности можно посмотреть на сетку размеров штрафных санкций одной известной компании:
- если до начала тура остается от 0 до 7 дней, то клиент платит штраф в размере 100% стоимости путевки;
- от 8 до 14 дней – теряет 50% стоимости путевки;
- от 15 до 21 дня – потеря составит не менее 25 % от стоимости тура;
- от 22 до 30 дней – 10% потери;
- если же остается 31 день и более, то штраф будет составлять фиксированную сумму в 1500 рублей.
Прежде чем добровольно отказаться от поездки, хорошо взвесьте все за и против. На всякий случай.
Как упростить процесс возврата средств
Сложности часто создаются из-за нашей невнимательности. Поэтому перед покупкой тура:
- проверьте условия возврата средств на сайте АК, которой будете лететь. Перевозчики устанавливают собственные условия – вразрез с законом идти они не могут, но нюансы вы знать должны
- если турагент вносит изменения относительно вашего тура, проверяйте, чтобы все это фиксировалось в виде дополнительного соглашения к договору. Не надо «договариваться» и рассчитывать на авось – так не работает. Любое изменение должно быть документально подтверждено
- проверьте, чтобы в договоре была указана информация о туроператоре – это важно, чтобы вы, в случае чего, смогли «найти концы»
В таком случае вы просто расторгаете договор на оказание туристических услуг и вам возвращают все деньги за вычетом фактически понесенных расходов. Например, вам уже сделали визу и заплатили за неё – эти деньги никто не вернет.
Порядок возврата денег за тур
Очень простой:
- Пишете заявление о расторжении договора – в нем указываете причину, даете ссылки на законы (они есть в этой статье), на предупреждения МИДа и Ростуризма, на запрет о выезде и т.д.
- Отправляете заявление на юридический адрес туроператора – лучше заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Ждете 10 дней – в течение этого срока вам должны вернуть деньги
Если деньги не возвращают, примите еще одну попытку договориться мирно – на всякий случай. Можете сообщить, что отправитесь в суд. Если же туроператор не хочет решать вопрос в досудебном порядке от слова «совсем», действительно обращайтесь в суд.
Кстати, вот вам решение из судебной практики, когда женщина пошла против «Библио-Глобуса» – его рассматривал даже ВС, объяснив, что истица абсолютно права.
Рекомендую никому не пользоваться рекомендациями в этой статье в нынешних условиях. Если вы откажетесь от тура, что равносильно разрыву договорных отношений с туроператором, то не увидите вы в случае банкротства никаких от него денег. А если он не обанкротится, то увидите только через суд за вычетом множества расходов. В инстаграме один юрист по турвопросам очень нервно, но грамотно всё это объяснил.
Можно вообще не париться, у меня подруга так сделала. Она тур оплачивала картой, туроператор начал сливаться с возврата, она подала на чарджбэк, и вот через 3 недели деньги уже у нее на карте.
Комментарий недоступен
В нынешних – конечно, я написала про COVID-19 в статье отдельно. В идеале нужно подождать какое-то время, чтобы убедиться, что туроператор не обанкротился. Как только будет практика по этому вопросу, напишу. Не факт, что в этих условиях будет такой же порядок действий, вы правильно пишете.
В ситуации глобального карантина нельзя применять нормы приведенные в данной статье. Туроператоры не оказали услуги в результате действия непреодолимой силы. А делать чаржбэк банки тоже не будут потому что им придется его делать потом уже в пользу турагента. После этих событий и применение законодательной базы и вообще бизнес процессы очень поменяются
Конечно, я специально сделала отдельную врезку про текущую обстановку. Пока нельзя – нет судебной практики и непонятно, как изменится порядок действий. Туроператор и обанкротиться ведь может, тогда в суде просто смысла не будет. Поэтому только ждать – когда появится практика и уверенность в туроператоре, напишу про это отдельно.
Чек лист как не вернуть деньги :
☑️Купить билеты в Победе.