Нужно ли малому бизнесу соблюдать ГОСТы?

В одну из студий прилетела жалоба: Клиент уронил шар подвешенный под потолком на подъемном механизме. Оставил залог на оплату ремонта, и позже прислал претензию с требованием вернуть деньги за аренду и за ремонт, на основании того что услуга оказана не качественно, не соответствуют правилам безопасности и вообще ему не был проведен инструктаж.

Я постарался разобраться, а на какие вообще нормативы нужно опираться малому бизнесу и фотостудиям в частности. Мы спокойно трудимся и не подозреваем о том, что существуют какие-то неизвестные нормы, за нарушения которых нас можно схватить за какое-нибудь место, отсудить обратно полученные деньги и взыскать штраф.

Скажу сразу, что я не специалист в этом деле и буду благодарен комментариям с конструктивной критико если это сможет мне более точно разобраться в вопросе.

По существу, у всех нормативных предписаний есть общая цепь появления. Рассмотрим на примере:

Нужно ли малому бизнесу соблюдать ГОСТы?

Я произвожу кирпичи - хорошие, качественные кирпичи, из которых строят дома. Потом решаю сэкономить на материалах и начинаю добавлять в состав коровий навоз. Кирпичи становятся низкого качества, стены рушатся, травмируют или, хуже того, убивают людей, а еще воняют навозом.

Когда собирается большая группа недовольных моими кирпичами, и эта информация доходит до государства, государство вводит стандарт качества кирпичей. Соблюдение этого стандарта гарантирует, что кирпичи будут долговечными, и стены не будут рушиться под своим весом.

Вопросы, которые связаны со здоровьем и жизнью, с высокой долей вероятности, станут обязательными. Что касается вкраплений навоза, если он не несет потенциальной опасности для жизни, но кому-то совсем не по нраву, государство может вводить добровольный ГОСТ на "кирпичи без навоза", и в таком случае за содержание навоза вы будете отвечать только если уверяете вашего покупателя, что кирпичи без навоза. В других случаях достаточно соблюдать основной ГОСТ по безопасности, и пожалуйста, используйте органические ароматизаторы по вашему усмотрению.

Нужно ли малому бизнесу соблюдать ГОСТы?

Рассмотрим другой пример: С появлением на российском рынке квестов они не подвергались регулированию. Но по прошествии нескольких лет, накопилась критическая масса случаев, административных и уголовных дел, связанных с получением травм во время прохождения этих квестов, и государство обратило более пристальное внимание на эту сферу и разработало ГОСТ по оказанию соответствующих услуг для детей. Он регламентирует определенное техническое и административное регулирование оказания услуг с целью обезопасить оказание услуг для населения. Подробнее тут

Но довольно предысторий, вернемся к фотостудиям и посмотрим, каким стандартам она должна соответствовать и за что отвечать.

Разработанных специально для фотостудий ГОСТов не предусмотрено, таким образом нужно брать во внимание только те, которые смежно относятся к бизнесу.

Строительные стандарты

Это наиболее строгая категория, которая включает много обязательных стандартов как к материалам, так и к работам. Однако ответственность за их соблюдение лежит на владельце или организации, обслуживающей эксплуатацию здания. Фотостудия, как правило, является арендатором, и в случае необходимости, при появлении каких-то жалоб, имеет полное право перевести ответственность на вышестоящую организацию.

Ремонтные стандарты

По существу, большая часть стандартов на этапе ремонта будет содержаться в материалах, которые вы используете. И тут все довольно просто: если вы покупаете материалы в строительном магазине, то они уже прошли необходимые проверки. Если вы используете материалы по прямому назначению, то с этим тоже нет проблем. Шпаклевку для стен вы кладете на стены, профили для гипсокартона используете в качестве каркаса.

Нужно ли малому бизнесу соблюдать ГОСТы?

Зона риска начинается тогда, когда вы отходите от стандартов использования. И начинаете использовать, например, штукатурку для стен, чтобы сделать барельеф с лошадью на потолке. Или используете металлические профили для гипсокартона, чтобы соорудить лестницу на второй этаж. Тут хорошо было бы поизучать информацию по различным вариантам использования материалов, ограничениям и способам минимизации риска. В качестве ориентира пользуйтесь здравым смыслом, задайте себе вопрос: "Может ли эта хрень отвалиться от стены и нанести травму моим сотрудникам или клиентам?" Если может, то имеет смысл задуматься об альтернативных решениях или хотя бы о способах минимизации рисков.

Противопожарные стандарты

Нужно ли малому бизнесу соблюдать ГОСТы?

Вообще ходят слухи, что пожарная охрана – это большая коррупционная кормушка, что соблюсти все стандарты невозможно, а заплатив сумму специально обученным людям, можно делать в помещении все, что угодно, и все будет ок. Я в своей жизни не сталкивался с взяточничеством в этом деле, однако верю, что такое случается. В основе своей противопожарная безопасность несет глубокий смысл, и я рекомендую воспользоваться услугами специально обученных лиц, чтобы обеспечить достаточную противопожарную безопасность. Или, как минимум, изучить информацию самостоятельно и постараться учесть максимальные требования.

Административные стандарты

Относятся к части приема оплаты, выдачи чеков, бронирования времени, способов связи, работы сотрудников и так далее. Тут мы не будем подробно раскрывать этот раздел.

Хорошо, и что дальше с этим делать?

Дальше нужно принимать решение относительно баланса ответственности и комфорта. Правильного ответа нет, снижая свои риски вы увеличиваете трудозатраты и уменьшаете комфорт клиентов, и наоборот.

На одном полюсе будет полная безопасность и соответствие стандартам. То есть, вы, как арендатор, настаиваете на том, чтобы прописать в договоре аренды со зданием все необходимые нормативы, которые должны быть соблюдены. В работе подрядчиков по ремонту делаете то же самое, покупаете только сертифицированные стройматериалы. Для создания какой-нибудь креативной загогулины нанимаете инженеров, которые с применением матчасти все рассчитают, разложат по полочкам, спроектируют и передадут в руки рабочим. А когда придет посетитель, то вы подпишете с ним документ, что он самостоятельно несет ответственность за свои действия, распишется в журнале посещения, пройдет инструктаж от вашего сотрудника. На выходе ваш сотрудник проверит все необходимое и под запись выпустит клиента. Вуаля, вы застраховали себя от максимального количества рисков.

На другом полюсе минимальное количество барьеров. Вы не замораживаетесь текстом договора аренды. Не стоите над душой ремонтной бригады. При входе клиента встречаете его с улыбкой и указываете ему путь в зал, где он свободен делать все, что пожелает. Супер комфортно клиенту, однако риски малопредсказуемые.

Нужно ли малому бизнесу соблюдать ГОСТы?

А теперь давайте поищем золотую середину

  • Помещение. Если помещение находится в здании которе не находится в аварийном состоянии, дополнительных заверений от арендодателя не нужно.
  • На этапе ремонта обратите внимание на то, что вы вешаете на потолок и стены, на неустойчивые конструкции, то что может упасть и разбиться. Это основные источники риска.
  • На этапе противопожарной безопасности. Чем больше помещение и больше количество людей единовременно находящиеся в вашем помещении тем более внимательно нужно отнестись к этому вопросу. Администратор в случае возгорания без проблем сможет проконтролировать как модель и фотограф выбегут из единственного рабочего зала, а вот собрать 30 человек рассредоточенных по 7 залам будет значительно сложнее. Как минимум расставьте огнетушители, оставьте на виду пожарные краны, поставьте пожарные извещатели, и конечно любимые схемы эвакуации.
  • На административном этапе оферта это ваш самый большой друг. Переложите максимум ответственности на ваших клиентов за все что они делают самостоятельно без вашего участия. И помимо сайта, разместите распечатанную бумажку в открытом месте.
  • Дайте физическую бумажку на подпись клиенту в день визита. Это ваше подтверждение, что клиент приходил и вы оказывали ему услугу. Содержание на ваше усмотрение, но я бы вывесил основные тяжеловесные правила в оферты, которая бы висела на стене, а на бумажке оставил отметки о согласии с правилами и ответственность за помещение и оборудование, и данные клиента.

Этого достаточно чтобы застраховать себя от самых больших проблем, а во всех остальных случаях, стойте на своём, спокойно отвечайте на претензии, в 99,9% они останутся только претензиями.

Начать дискуссию