Как вернуть деньги за невозвратный тариф отеля по закону?
Привет, это DestraLegal, ваш проводник в мир юридической грамотности. При бронировании отеля гибкость и комфорт играют ключевую роль. Поэтому когда дело доходит до возврата средств и турист получает ответ о невозможности возврата из-за невозвратного тарифа, то возникает логичный вопрос: а законно ли это? Существуют ли невозвратные тарифы? Что по этому поводу думает законодатель? Как вернуть свои деньги за несостоявшийся отпуск?
Что такое невозвратный тариф
Невозвратный тариф- это специальный вид тарифа, при котором отель не возвращает стоимость бронирования в случае, если гость отказывается от поездки по личным причинам.
О таком типе тарифа вам должны сообщить на сайте при бронировании заранее:
Эти скриншоты сделаны с сайта бронирования.
Невозвратный тариф имеет как свои плюсы, так и минусы как для отелей, так и для туристов.
Для отелей:
Плюсы:
- Прежде всего,это конечно же, гарантированный доход. Как мы упоминали, стоимость бронирования не возвращается ни при каких условиях.
- Как правило, невозвратные тарифы это более низкие цены. Поэтому такие тарифы могут своей ценой привлечь привлечь больше туристов и способствовать увеличению загрузки отеля.
Минусы:
- Негативное впечатление об отеле. Речь идет о ситуациях, когда туристы не знают о том, что приобрели невозвратный тариф и это может повлиять на репутацию отеля.
- Несмотря на низкую цену, туристы могут предпочесть бронировать отели с более гибкими условиями отмены, что может привести к потере потенциальных клиентов.
Для туристов:
Плюсы:
- Невозвратные тарифы обычно предлагаются по более низкой цене. Это особенно важно в условиях роста цен.
Из плюсов здесь, пожалуй, все.
Минусы:
- Отсутствие возможности вернуть деньги в случае изменения планов или отмены поездки.
Что говорит закон?
На сегодняшний день невозвратные тарифы при бронировании отеля законодательно не установлены! Если пункт о невозвратном тарифе включен в договор, то в случае спора он может быть признан судом недействительным.
То есть такая практика существует, и отели активно внедряют данный тип тарифов, однако законного права отказывать в возврате у них нет в отличии от отрасли авиа-и железнодорожных перевозок.Там невозвратные тарифы закреплены законодательно.
При бронировании вы заключаете договор об оказании услуг. У туриста, как у заказчика услуги, есть право отказаться от брони в любой момент до часа заезда первого дня бронирования и вернуть деньги.
Но имейте в виду, что отель может удержать с вас штраф, если вы отказались от бронирования уже после установленного времени для заезда в отель. Например, ваш заезд должен был состояться 12 мая в 10:00, но вы не приехали и только в 14:00 позвонили в гостиницу и сообщили, что не собираетесь приезжать и вообще хотите вернуть деньги. За это вас могут оштрафовать (п.16 Правил предоставления гостиничных услуг от 18 ноября 2020 г.). Сумма зависит от условий в правилах отмены.
Кроме того, взыскать могут и фактически понесенные расходы. Например, расходы на подготовку для вас специального рациона, бронь столика в определенном ресторане или услуги трансфера.
Получается, что сейчас невозвратные тарифы вне закона и если вам в возврате отказывают, то стоит задуматься, чтобы обратиться за помощью к юристу, который подготовит досудебную претензию и иск в суд.
Судебная практика подтверждает это:
Например, истец позвонил ответчику с просьбой расторгнуть договор и возвратить ему деньги, однако администратор отеля отказал в данной просьбе. Отказ обоснован тем, что условиями брони возврат денежных средств не предусмотрен. Ответчик в своем ответе на заявление истца ссылается на то, что при заключении договора истцом был выбран тариф "невозвратный", который не предполагает возврат уплаченных денежных средств в случае отмены бронирования.
Однако суд напомнил отелю, что виды бронирования, которые исполнитель вправе применять в гостинице, указаны в пункте 15 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации и включают в себя: а) гарантированное бронирование; б)негарантированное бронирование.
Ссылка представителя ответчика на размещение тарифов на сайте в Правилах бронирования не могут свидетельствовать о надлежащем доведении до клиента информации об условиях заключаемого договора. Тариф "невозвратный" при котором возврат уплаченных денежных средств не возвращается и на который ссылается ответчик, не предусмотрен действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд признает довод ответчика об отсутствии оснований для возврата денежных средств, уплаченных истцом, необоснованным (см. Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2016 по делу N 2-7351/2016~М-6366/2016)
Но в ближайшее время в России планируют узаконить невозвратные тарифы при бронировании отелей.
Предлагается:
- невозвратные тарифы будут дешевле стандартных на 30%;
- отмена бронирования будет невозможна.
В этом случае вернуть деньги можно будет только в исключительных случаях:
- документально подтвержденная болезнь клиента или члена его семьи либо близкого родственника;
- документально подтвержденная смерть члена семьи или близкого родственника;
Обстоятельства примут во внимание только при условии, что отель предупредили до заезда.
Таким образом, Правительство пытается подготовить для туристического бизнеса некоторую «подушку безопасности» в и так нестабильное время для отрасли туризма. Но даже если законопроект примут, в силу он вступит в марте 2025 года.
Алгоритм действий для возврата средств
Если переговоры с отелем ни к чему не привели, то вам остается только два варианта:
- направить досудебную претензию отелю;
- направить иск в суд.
В претензии необходимо делать акцент на том, что принудительное взыскание (удержание) платы за бронирование номера в гостинице, плата за фактический простой номера, а также иных платежей, связанных с бронированием номера в гостинице Законодательство РФ не предусмотрено. Смело ссылайтесь на Гражданский кодекс (ст. 779), Закон о защите прав потребителей (ст.16, 32) и Правила предоставления гостиничных услуг (ст.16)).
Добавление судебной практики будет способствовать подкреплению вашей позиции. В конце претензии не забудьте отметить, что в случае игнорирования вашего запроса вы будете вынуждены подать в суд и взыскивать уже все причитающиеся вам по закону выплаты, помимо стоимости самого номера. Не забывайте, что закон на вашей стороне и отель должен руководствоваться законами России.
Претензию направляете как на электронную почту отеля, так и дублируете почтой России на юридический адрес.
Если претензия не помогла, то далее идет этап по подготовке и подаче иска. В иске уже следует взыскивать деньги за бронь, моральный ущерб, проценты за пользование вашими деньгами (сумма может накапать внушительная), штраф 50% от стоимости иска за отказ удовлетворить ваши требования до суда, а также взыскать расходы на юриста. В конечном итоге у вас сумма может удвоиться или даже утроиться.
Важно обратиться к юристу, который обладает опытом и знаниями в данной области. В 9 из 10 случаев качественная претензия позволяет без лишнего стресса и финансовых вложений вернуть деньги до суда.
Нам представляется, что введение невозвратного тарифа – это лишь вопрос времени. Поэтому внимательно читайте условия, на которых вы бронируете номер. Если сейчас у потребителя еще есть некий законный маневр отказаться от брони и требовать полную сумму к возврату, даже если они видели условие о невозвратном тарифе, то как только законодательно признают невозвратный тариф, то будет уже трудно доказать суду, что вы не знали о невозможности возврата.