Почему ваш договор на услуги связи может оказаться недействительным
Разбираем очередное неприкрытое лобби мобильных операторов, а также ситуацию, в которой ваш договор на мобильную связь может стать недействительным.
Форма заключения договора на связь имеет значение
В отрасли связи есть одна большая проблема — способ заключения договора. В настоящее время для заключения договора с физическим лицом установлен определенный порядок, который, к сожалению, не все операторы связи соблюдают. Сотруднику оператора необходимо лично проверять паспорт и сверять в нем данные.
Еще раз сделаю акцент — при личной встрече. Это требование закона. И те недавние анонсы в прессе о появлении якобы нового способа дистанционного оформления договоров на SIM-карты (даже Яндекс.Такси сейчас развозит симки), — это чистой воды профанация. Заключенный таким образом договор не имеет юридической силы.
То есть любой договор на оказание услуг связи с физическим лицом, заключённый дистанционно без использования усиленной ЭЦП или простой ЭЦП с подтверждением личности при личном приеме, является недействительным.
Поэтому все эти манипуляции в СМИ о том, что мобильные операторы начали развозить SIM-карты и заключать договоры по фотографии с паспортом, — это все нарушение закона. И совершенно странно, что до сих пор никто не задался этим вопросом.
ФЗ «О связи» против дистанционной продажи и удаленной идентификации паспорта
Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:
помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;
оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
Как ЕСИА и площадка Госуслуг могут стать выходом из ситуации
Операторы связи уже давно ждут возможность использовать портал Госуслуг для дистанционного заключения договоров. Сейчас можно только проверять данные при подключении к ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), но заключать договор абоненту необходимо лично. Никаких правовых основ для дистанционного формата работы нет.
И вот, казалось бы, текущая ситуация с режимом самоизоляции и переводом людей в удаленный формат жизни может стать катализатором того, чтобы государство разрешило наконец-то использовать новый формат для заключения договоров. На рассмотрение в Госдуму внесли законопроект.
Но при его детальном прочтении оказывается, что такую практику хотят распространить только для радиоподвижной услуги связи, то есть мобильной. А остальные операторы остаются за бортом. Хочется сказать, что помимо мобильной связи есть еще масса других типов услуг — и абонентам они тоже нужны. И операторам очень нужны эти изменения. Почему Министерство связи так однобоко подходит к проблеме? Почему нельзя посмотреть на эту проблему комплексно.
Ранее мы сделали несколько запросов в Министерство на тему возможности юридическим лицам совершать с физическим лицам, имеющими аккаунт на сайте gosuslugi.ru, юридически значимые действия, в том числе заключать договоры и соглашения. Ответ: все на усмотрение организации. То есть никаких разъяснений на этот счет не существует. Риски опять бизнес должен принимать на себя.
Хочется, чтобы все-таки портал Госуслуг не только использовался для проверки штрафов и задолженностей, но и имел практический смысл для граждан и организаций.
Ведь сама концепция Госуслуг для того и создавалась, чтобы дать площадку в том числе для подтверждения юридически значимых действий между операторами и абонентами. Вместо цифрового развития мы получаем полнейший застой, и это сильно тормозит развитие отрасли и плодит массу фальшивых сделок и серых схем. Что мы сейчас и видим в среде мобильных операторов с «доставкой SIM-карт».
Недобросовестный сотрудник точки продаж может просто оформить на чей-либо паспорт несколько левых сим-карт. Так что особо ничего и не меняется.
Как раз предлагается уйти от такого формата. И вывести оформление полностью в онлайн без участия человека через платформу госуслуг и ЕСИА.