Как подготовить товарный знак к регистрации?
У вас есть оригинальное название или слоган, что постоянно используете в бизнесе? В один момент точно надо будет задуматься на тему защиты от нарушителей. И для этого можно использовать регистрацию товарного знака. Но, как к ней подготовиться и стоит ли обращаться к юристам? Рассказываем в сегодняшнем материале.
Чем полезна регистрация товарного знака?
Каждый предприниматель желает расти дальше, и чем дальше в лес, тем больше дров. Представим, что вы начали продавать свой уникальный товар, пример, домашнюю мебель. Разработан свой стиль, палитра цветов и даже название для бренда. Вы продаете товар через маркетплейс и все это указываете в описании товара.
Обороты набраны, и тут появился конкурент с крайне похожим брендом и мебелью. Но оно не идентично. Что будет, если пойти просить конкурента менять бренд или принудить к этому в суде? Можно попробовать, но шансов не так много поменять ситуацию. Ведь ваш бренд лишь коммерческое наименование, у которого уровень защиты ниже. И даже если у конкурента похожий бренд, доказать смешение с вашим куда сложнее.
Еще хуже, если кто-то зарегистрировал ваш бренд как товарный знак. Произошел т.н. “патентный троллинг”, и теперь придется идти в суд для аннулирования товарного знака, чтобы получить его себе. А на это уже уйдут большие временные и финансовые издержки.
Это не говоря уже о ситуациях, когда ваш товар полностью копируют визуально и создают контрафакт. Но доказать факт подделки товара без зарегистрированного товарного знака тоже крайне сложно, не говоря об определении состава убытков.
Потому вместо обдумывания того, как же выкручиваться в ситуациях выше, проще зарегистрировать товарный знак.
Что нужно сделать до подачи заявки на регистрацию товарного знака?
Продолжим пример с мебелью и выберем товарный знак “Soft & Warm”.
Для начала необходимо проверить обозначение на то, соответствует ли он следующим требованиям:
- Отвечает нормам морали и нравственности - обозначение не должно содержать в себе антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии и т.д.;
- Не имеет общеупотребительного значения - назвать себя просто “Удобная мебель” не получится, слишком общая и описательная формулировка;
- Не включает в себя упоминание слов “государственный”, “российский”, “федеральный” и т.д. - это создает связь с государством и такому товарному знаку при регистрации ход не дадут, либо же потребуется получать дополнительные согласия;
- Обладает различительной способностью - отличается от схожих товарных знаков в вашей сфере деятельности.
Если первые три пункта можно еще проверить легко и быстро, то с четвертым могут быть сложности. Как провести тут проверку?
Для начала определяем сферу деятельности по МКТУ - это классификатор товаров и услуг. Нам здесь подходит класс 20 (мебель).
Теперь проверяем в базах данных есть ли товарные знаки с нашим названием и по такому классу. Для этого используем базу Роспатента тут. Вбиваем наше название и ищем как полное, так и частичное сходство. При этом не забываем делать поиск и по транслитерации.
Вот пример результата поиска в нашем классе и с частичным совпадением:
Важный момент – тут отображаются не только зарегистрированные товарные знаки, но и заявки. В случае если аналогичная заявка на регистрацию уже есть, то у нее будет преимущество перед вашей, что не только увеличит сроки рассмотрения вашей заявки, но и повысит шансы предварительного отказа.
Именно по итогам проверки необходимо принимать окончательное решение, будете ли вы регистрировать свой товарный знак или нет. А может быть, такая проверка поможет вам выявить ваших недобросовестных конкурентов или "патентных троллей".
Стоит ли обращататься к юристам для проверки обозначения и регистрации?
Упрощенно – если вам предыдущие шаги показались сложными, то да. Ведь сегодня мы рассказали о важности и неформальной части подготовки товарного знака, чтобы проверить свои шансы на его регистрацию. Но сама подача заявки с заполнением всех документов и возможная коммуникация с Роспатентом достойна отдельного материала.
Если же вам уже нужна помощь или консультация по регистрации товарного знака, то пишите. Нами было зарегистрировано уже более 300 товарных знаков, всегда готовы помочь разобраться с вашим случаем.
Также рекомендую подписаться на наш телеграм-канал Bodilovskiy&Partners для еще большего количества полезного контента по праву для бизнеса.