Холодные звонки и сообщения: чем опасны?

Знаю, что многие ведут бизнес по принципу «так делают все, значит, и я так буду» или «мне так хочется/мне порекомендовали». Но далеко не все действия, которые используют другие предприниматели, являются законными. А, следовательно, вы подвергаете себя на высокие административные штрафы.

Снежана Чепа
юрист для предпринимателей, магистр права

В этой статье пойдет речь о звонках и сообщениях на холодную базу, то есть людей, с которыми вы ранее не имели какой-либо контакт. Маркетологи очень любят этот способ, утверждая, что таким образом растет хорошая конверсия. Я же, как юрист и как обыденный потребитель, которому также названивают и присылают различные рекламы, категорически против такого способа.

Почему я против как потребитель?

По моему опыту я ни разу не купила/не посетила пробную бесплатную услугу с холодной рассылки, потому что для меня это нечеловечное отношение. Когда тебе звонят, и пытаются что-то втюрить (да и еще по среди ночь) - такое себе удовольствие. Поэтому я за экологичные продажи, человек должен сам изъявить желание поближе познакомиться с вашей услугой или товаром.

Почему я против как юрист?

По факту, когда звонят, делают рассылки на электронную почту, SMS-сообщения и в мессенджеры, то у бизнеса цель - заинтересовать конкретного человека на приобретение товара или услуги, проинформировать о спец.предложениях, скидках, акциях. А, следовательно, такие рассылки признаются рекламными.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Для распространения рекламы путем звонков и личных сообщений необходимо предварительно получить согласие от этого лица, что он не против. Об этом нам прямо говорит также п. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Таким образом, чтобы предлагать что-то, вы обязаны до отправки таких сообщений/до осуществления звонка иметь у себя подтверждение, что у вас есть согласие на получение рекламной рассылки от лица.

Например, на сайте это реализуется через составление отдельного согласия на получение рекламных рассылок и проставление галочки в специальном чек-боксе. Если вы, например, покупаете абонемент в фитнес-центре, то такое согласие можно получить письменно или электронно через код-подтверждение.

Кроме того, многие думают, что данное требование необходимо соблюдать относительно только звонков, SMS-сообщения и e-mail. А если писать в личные сообщения соц.сетей и мессенджеры, то закон не распространяется. Однако на этот счет у Федеральной антимонопольной службы есть иное мнение. Вот что отметила очень давно Татьяна Никитина (начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России).

Мы полагаем, что здесь аналогичная история, как и с смс, и с сообщениями по электронной почте. Часть 1 статьи 18 закона «О рекламе» запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на их получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы закона «О рекламе». Рекламораспространитель должен доказать, что у него есть согласие абонента.

Поэтому моя рекомендация, как от юриста, не стоит пренебрегать законодательными требования и при рекламных рассылках в мессенджерах. А те, кто покупает контакты и делает холодные обзвоны, хочу напомнить, что такими действиями вы еще нарушаете Закон «О персональных данных», поскольку у вас не законного основания обработки персональных данных.

К чему могут в итоге привести рекламные рассылки без согласий?

Административные штрафы по ч. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ:

—> для граждан - от 10 000 до 20 000 рублей;
—> для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 100 000 рублей;
—> для юридических лиц - от 300 000 рублей до 1 000 000 рублей.

Административные штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ:

—> для граждан - от 2 000 до 6 000 рублей;
—> для индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 20 000 рублей;
—> для юридических лиц - от 60 000 рублей до 100 000 рублей.

Еще больше актуальных юридических изменений и правил в мире онлайн-бизнеса в моем Telegram-канале, подписывайтесь!

11
2 комментария
Комментарий удалён модератором

Да, скриншота будет достаточно. Потом через электронный сервис приема жалоб на сайте ФАС, пишите жалобу в свободной форме, прикладываете скриншот и просите привлечь к ответственности за нарушения закона "О рекламе". В скором времени планирую написать более подробную статью.

1
Ответить

ФАС может полагать что угодно, но когда ему удастся выиграть хоть один суд по рассылке в WA или TG, тогда и будет разговор. Представляю себе запрос ФАС в FB - "Ты, запрещенная экстремисткая соцсеть, срочно предоставь данные по вот таким номерам предполагаемой рассылки" :) А без возможности получить эти данные, любой штраф будет опротестован в суде на раз-два.

Ответить