Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 223-ФЗ?

Участие в закупках госкомпаний – это возможность для поставщиков получить выгодные контракты и расширить свой бизнес. Но вместе с тем, в процессе проведения закупки часто возникают ситуации, в которых поставщик может столкнуться с нарушением своих прав.

В нашей предыдущей статье мы рассказывали о процедуре обжалования нарушений при проведении закупок по 44-ФЗ. Сегодня поговорим о том, как это происходит в рамках 223-ФЗ.

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 223-ФЗ?

В отличие от 44-ФЗ, 223 закон пока не предусматривает электронного обжалования. В редких случаях ФАС принимает жалобу в электронной форме с электронной подписью, но в основном жалобы сейчас принимаются в бумажном виде. При этом рассмотрение, как правило, проходит удаленно в формате видеоконференции.

Вместо жалобы вы можете написать заказчику запрос на разъяснение. Если это не помогло – направить жалобу в ФАС, если и это не помогло – обратиться в суд. Можно не писать запрос, а сразу написать жалобу или обратиться в суд. Но нужно учитывать следующие моменты: во-первых, суд может поинтересоваться, почему вы сначала не направили жалобу в ФАС, а ФАС – почему не пытались урегулировать мелкие нарушения посредством запроса на разъяснение. Во-вторых, когда ФАС принимает жалобу к рассмотрению, все материалы по жалобе направляются заказчику для подготовки к заседанию комиссии по рассмотрению. Поэтому заказчик 100% будет знать, кто на него пожаловался, и, даже если впоследствии вы эту жалобу отзовете (а закон позволяет это сделать), то информация о нарушениях у заказчика уже будет известна контролирующим органам. Поэтому, принимая решение о том, куда вы будете жаловаться, лучше руководствоваться принципом целесообразности в зависимости от серьезности нарушения.

Причины обжалования:

В рамках 223-ФЗ предусмотрено обжалование следующих нарушений:

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 223-ФЗ?

Последний пункт вызывает вопросы – для чего поставщику может быть нужно анализировать отчеты заказчика по СМП и жаловаться на них. За данное нарушение ФАС на год переведет заказчика на работу по 44-ФЗ. Но для чего это поставщику – не ясно. Однако законодатель такое основание для жалобы предусмотрел.

Порядок обжалования в ФАС:

При обжаловании нарушений по 223-ФЗ работают те же принципы, что и в 44-ФЗ:

  • На извещение и документацию можно подавать жалобы только в рамках срока подачи заявок;
  • Если срок подачи закончился, то жалобы можно подавать только на протокол и жаловаться могут только участники закупок.

Протоколы (в том числе итоговый) можно обжаловать в течение с 10 дней с момента его публикации (в 44-ФЗ – в течение 5 дней).

Если по процедуре не был подписан договор, то итоговый протокол можно обжаловать в течение 3 месяцев с момента публикации. Этим сроком мало кто пользуется, но в принципе закон это предусматривает.

Требования к содержанию жалобы аналогичны 44-ФЗ. Жалоба должна содержать (ч.6 ст. 18.1 135-ФЗ):

— Наименование, адрес и реквизиты лица, действия которого обжалуются

— Наименование, адрес и реквизиты заявителя

— Указание на обжалуемую процедуру (название, номер, ссылка на процедуру в ЕИС)

— Указания на обжалуемые действия с подробным описанием и аргументацией наличия нарушений

— Перечень прилагаемых к жалобе документов (документы, подтверждающие полномочия руководителя, сканы паспортов и др.)

В течение 3 рабочих дней с момента подачи жалобы ФАС проводит ее предварительное рассмотрение и в случае принятия направляет сторонам уведомления о рассмотрении жалобы по существу.

Жалоба возвращается без рассмотрения, если она:

— подана с нарушением сроков;

— не подписана либо подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами (должны быть приложены все необходимые доверенности);

— не содержит необходимых сведений о заявителе, ответчике, закупке, мотивированных оснований жалобы и т.д.;

— если по предмету жалобы уже вынесено решение суда или другого контрольного органа: например, если жалоба уже рассматривалась в местном отделении ФАС и решение вас не устроило, нельзя это решение обжаловать в центральном аппарате ФАС – только в судебном порядке.

Рассмотрение жалобы проводится в течение 7 рабочих дней с даты ее поступления, о времени проведения заседания комиссии стороны уведомляются заранее.

Комиссия ФАС рассмотрит доводы поставщика, доводы заказчика, примет решение, озвучит его сторонам устно, а затем в течение 3 рабочих дней оформит его письменно и разместит в реестре жалоб. В случае необходимости заказчику будут выданы соответствующие предписания.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы.

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 223-ФЗ?

Штрафы за нарушение процедуры закупки

Если по итогам рассмотрения жалобы ФАС установил, что заказчик допустил административное правонарушение, к заказчику могут быть применены штрафы:

Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 223-ФЗ?
Защита прав поставщика: как и куда жаловаться при работе по 223-ФЗ?

Если было обжаловано решение комиссии, то каждого сотрудника комиссии, принявшего неправильное решение, штрафуют отдельно.

В ближайшее время размеры штрафов планируются к пересмотру.

Заключение

Защита своих прав при участии в закупках по 223-ФЗ – это неотъемлемая часть успешного ведения бизнеса. Знание законодательства, своевременная подача жалобы и правильное оформление документов позволят вам отстоять свои интересы, избежать финансовых потерь и внести свой вклад в обеспечение честной конкуренции.

11
Начать дискуссию