Ответственность за нежелание служить.

Ответственность за нежелание служить.

Быстро развивающиеся события последнего времени предъявляют к мужскому населению нашей страны и их семьям все больше и больше требований. В связи с чем, как результат неуклонно растет общая социальная тревога общества. Неуверенность в завтрашнем дне, всеобъемлющая жизненная неопределенность и неспособность свободно планировать свою судьбу на хоть сколько-нибудь продолжительный период времени, добавляет свою лепту в прогрессирование повсеместного невроза и истерии.

В преддверии накапливающихся вопросов, связанных с административной и уголовной ответственностью за уклонение и отказ от прохождения воинской службы, решил детально разобрать в своей статье именно эту наболевшую тему.

Здесь следует отметить, что наибольший интерес и волнение вызывает именно уголовно-правовая составляющая таких деяний, ведь именно такие деяния несут в себе наибольшую социальную опасность и более строгое наказание. Поэтому тем важнее рассмотреть данный вопрос именно с уголовной точки зрения.

Безусловно, и уклонение от прохождения военной службы (ст. 328 УК РФ), и самовольное оставление воинской части (ст. 337 УК РФ), и дезертирство (ст. 338 УК РФ) имеют непосредственное отношение к военной службе. Однако, не все они отнесены к соответствующей главе уголовного кодекса. Законодатель объединил 337 и 338 статьи УК РФ в главу преступлений против военной службы, придав им, тем самым, наибольшее значение.

Ответственность за нежелание служить.

Следует отметить, что как правило, ответственность за самовольное оставление воинской части наступает при общей продолжительности необоснованного отсутствия на месте несения службы более двух суток. В отношении дезертирства таких сроков нет, так как факт неправомерного оставления воинской части с оружием, сам по себе уже формирует состав преступления без учета временных промежутков. Оба этих преступления предполагают наличие у совершившего его лиц, специального статуса военнослужащего. То есть, преступник ( субъект) обязан иметь официально оформленные взаимоотношения с ВС РФ, будь то срочник, контрактник или мобилизованный.

Важно подчеркнуть, что в настоящий момент юридическая практика строится таким образом, что фактическое совершение данных преступлений не всегда влечет за собой прекращение военной службы. В отношении военнослужащих, проходящих службу в зоне СВО, как правило, действует механизм некоторого ограничения в правах с дальнейшим продолжением службы в тех же или иных подразделениях. Нередко, последствия привлечения по 337 и 338 статьям УК, для таких военнослужащих оборачиваются переводом в штурмовые роты, со всеми вытекающими отсюда последствиями, даже если до этого военнослужащий пребывал в составе иных групп.

В дополнение ко всему, сроки по этим статьям самые большие, что ни на есть, так как с момента начала спецоперации и мобилизации, в частности, внимание к таким деяниям несказанно возросло со стороны законодателя. Средние сроки лишения свободы по данным составам составляют от 5-7 до 10 лет. При этом самая жесткая ответственность наступает за дезертирство (10-15 лет), так как это сопряжено с владением оружием, которое может и не находиться физически на руках (быть утеряно в бою, похищено, передано третьему лицу не установленным порядком и т.д.), но по документам числиться выданным уклонисту. А как показывает пенитенциарная психология, даже десятилетнего срока достаточно, чтобы из случайно оступившегося среднестатистического мужчины сделать закоренелого преступника – сломленного отсидкой, озлобленного на властные органы, приобретшего криминальные взгляды и убеждения, человека. Такие наказания становятся дополнительным стимулом для тех, кто однажды дав слабину и выбрав, как им казалось, легкий путь сохранения собственной жизни – понять, что выбора нет и вернуться. Подобные возвраты позволяют тем самым списать полученную судимость и вернуться, если получится с чистым прошлым, на что немалое количество уклонистов добровольно соглашаются.

Ответственность за нежелание служить.

Что касается 328 статьи УК РФ, то она разительно отличается и по общественной опасности и, как следствие, по санкционной части от приведенных выше составов, так как не относится к категории преступлений против военной службы. Она касается обычных граждан, еще не успевших связать себя обязательством с Вооруженными Силами Российской Федерации. К этой категории лиц относятся те, кто неоднократно получал повестки, но не среагировал на них должным образом в течении установленного времени.

Согласно новым изменениям в законе, граждане, относящиеся к такого рода уклонистам через 20 дней после назначенной в повестке даты ограничиваются в правах: временно теряют право на регистрацию в качестве ИП и самозанятого, получать кредиты и займы, лишаются возможности регистрировать недвижимое имущество, а также перерегистрации транспортных средств и управления ими (п.4 ст. 7.1. Закона №53-ФЗ). В данном перечне намеренно отсутствуют какие-либо ограничения, касаемые выезда за пределы Российской Федерации, по той простой причине, что подобная попытка уклониста избежать призыва, приведет к его соответствующему задержанию в аэропорту или на границе на основании имеющихся ориентировок на розыск данного лица.

Опять же, хочется отметить, что ответственность по 328 статье УК РФ возможна после задержания такого гражданина, так как практика на сегодняшний день не предусматривает заочного привлечения. Связано это с тем, что для возбуждения уголовного дела требуется в обязательном порядке установить все обстоятельства дела, в том числе субъективную сторону преступления, то есть наличие непосредственного умысла на уклонение от призыва и отсутствие оснований для отсрочки или освобождения от него. В отличие от самовольного оставления воинской части или дезертирства, где состав формируется по факту такого отсутствия сразу либо по истечении двух суток, привлечение за уклонение от прохождения военной службы, по сути, невозможно без наличия самого нарушителя. Вызвано это тем, что возбуждение уголовных дел по таким не очевидным делам влечет за собой риск последующего прекращения уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления (реабилитирующим основаниям), в том случае, если однажды задержанное лицо сможет подтвердить наличие у него препятствий к прохождению военной службы или оснований не являться все это время по повесткам. Именно опасения необоснованного возбуждения уголовных дел по такой статье с последующим прекращением сдерживают правоохранительные органы от заочного возбуждения.

Ответственность за нежелание служить.

Несомненно, каждый военнообязанный гражданин, в соответствии с новыми поправками в законе обязан своевременно сообщать обо всех изменениях своего статуса, местоположения и наступления иных ключевых обстоятельств, способных влиять на военный призыв. Однако, не исполнение данной нормы влечет лишь административную ответственность с некоторыми финансовыми санкциями для гражданина, в то время как прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям весомо ударяет уже по исполнительной власти и бюджету.

Таким образом, самой лояльной на сегодняшний день из всех статей за те либо иные формы уклонения от военной службы остается 328 статья Уголовного кодекса РФ, которая в свою очередь, в случае задержания такого лица, так же не гарантирует того, что такой гражданин с условным сроком не будет призван на военную службу. Однако, в случае, когда длящийся характер данного состава, превышает период призывной компании, такие действия практически полностью исключают возможность призыва в рамках отдельно взятых режимов.

11
Начать дискуссию