ИП или физ. лицо: на кого регистрировать бренд?

ИП или физ. лицо: на кого регистрировать бренд?

Итак, понятно, почему предприниматели регистрируют свои бренды. Допустим, у вас нет сомнений в том, что это нужно сделать.

Вот вы ищете информацию в Интернете, консультируетесь с юристами, начинаете процесс сбора и подачи документов на регистрацию товарного знака… Но чего-то не хватает. Кажется, мы знаем, чего.

- Ведь стоит определиться с тем, на кого вы вообще будете оформлять регистрацию – на физическое лицо или на ИП!

По крайней мере, наши клиенты часто задаются именно таким вопросом…

Сегодня в статье мы рассмотрим плюсы и минусы регистрации для обоих вариантов и сделаем выводы. Приступим!

1) Регистрация товарного знака на индивидуального предпринимателя: когда это имеет смысл?

Регистрация товарного знака на ИП имеет смысл в следующих случаях:

  • Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность в статусе ИП.
  • Если вы являетесь учредителем в ООО и имеете долю менее 50%.

Основные требования для регистрации бренда на ИП:

  • Собственность на товарный знак: ИП должен быть собственником товарного знака, который он хочет зарегистрировать.
  • Уникальность товарного знака: товарный знак должен быть уникальным и не должен быть идентичен или схожим с уже существующими товарными знаками в России.
  • Использование товарного знака в коммерческой деятельности: ИП должен использовать товарный знак в своей коммерческой деятельности, такой как продажа товаров или услуг.
  • Документы, подтверждающие право собственности: ИП должен предоставить документы, подтверждающие его право собственности на товарный знак, такие как договор купли-продажи или соглашение о передаче прав.
  • Заявление о регистрации: ИП должен подать заявление о регистрации товарного знака в Роспатенте, которое должно содержать информацию о товарном знаке, его владельце и видах деятельности, в которых он будет использоваться.
  • Оплата государственной пошлины: ИП должен оплатить государственную пошлину за регистрацию товарного знака.
  • Представление других необходимых документов: ИП должен представить необходимые документы, такие как паспорт, свидетельство о государственной регистрации ИП и другие документы, подтверждающие его личность и право собственности на товарный знак.

Ограничения и риски

Такая регистрация товарного знака НЕ подходит ИП, являющимся единственными учредителями в ООО и имеющим долю более 50%. Кроме того, после смерти индивидуального предпринимателя права на товарный знак переходят по наследству, и никто не сможет повлиять на решения наследников.

Защита от «патентных троллей»

"Патентные тролли" - это компании или лица, которые приобретают и используют патенты и товарные знаки не для использования в коммерческой деятельности, а для выигрыша судебных процессов и получения прибыли от других компаний, часто путем подачи необоснованных исков о нарушении патентных прав.

Ирина Михальченко, ведущий эксперт, патентный поверенный "Brandside"

Регистрация товарного знака на ИП может быть также актуальна для защиты от «патентных троллей».

Если вы – учредитель, который вкладывает в бизнес много сил, средств, времени, и не хочет впоследствии делить с партнерами товарный знак, то вам может подойти вариант регистрации бренда на себя. В таком случае вы сможете передать товарный знак по лицензионному договору ООО, учредителем которого являетесь. Если вдруг ООО прекратит существование, либо вы захотите выйти из состава учредителей, товарный знак все равно останется с вами.

2) Регистрация товарного знака на физическое лицо. Кому подходит?

Закрепить за собой товарный знак может теперь и обычное физическое лицо без необходимости регистрации юридического лица в налоговом органе.

Такой товарный знак будет принадлежать гражданину лично. Это может быть полезно для тех, кто хочет закрепить за собой бренд, но еще не занимается предпринимательской деятельностью.

Такой способ вам подойдёт в случае, если ваша деятельность связана с оказанием услуг физическим лицам и входит в установленный законом перечень. Это даст вам возможность работать под своим брендом и может открыть дополнительные перспективы для дальнейшего развития.

Приведем пример: вы предоставляете индивидуальные услуги персонального тренера и консультанта по фитнесу. Вы разрабатываете индивидуальные планы занятий, проводите их и консультируете клиентов по питанию.

Ваши услуги личного тренера уникальны и отличаются от услуг других тренеров. Можно сказать, что вы уже построили свой личный бренд.

Поэтому вы можете зарегистрировать имя, логотип или слоган в качестве собственного товарного знака для защиты вашего бренда и предотвращения использования схожих знаков другими лицами.

Кроме того, физическое лицо без обращения в налоговую службу теперь может принять товарный знак в наследство. Раньше по закону наследник должен был в течение года получить статус ИП, чтобы стать правообладателем товарного знака наследодателя. Теперь этот момент изменили.

Основные требования для регистрации бренда на физ. лицо:

  • Собственность на товарный знак. Физическое лицо должно быть собственником товарного знака, который оно хочет зарегистрировать.
  • Уникальность товарного знака. Товарный знак должен быть уникальным и не должен быть идентичен или схожим с уже существующими товарными знаками в России.
  • Использование товарного знака в коммерческой деятельности. Физическое лицо должно использовать товарный знак в своей коммерческой деятельности, такой как продажа товаров или услуг.
  • Документы, подтверждающие право собственности. Физическое лицо должно предоставить документы, подтверждающие его право собственности на товарный знак, такие как договор купли-продажи или соглашение о передаче прав.
  • Заявление о регистрации. Физическое лицо должно подать заявление о регистрации товарного знака в Роспатенте, которое должно содержать информацию о товарном знаке, его владельце и видах деятельности, в которых он будет использоваться.
  • Оплата государственной пошлины. Физическое лицо должно оплатить государственную пошлину за регистрацию товарного знака.
  • Представление необходимых документов. Физическое лицо должно представить необходимые документы, такие как паспорт и другие документы, подтверждающие его личность и право собственности на товарный знак.

Риски регистрации товарного знака на физическое лицо

Например, регистрация товарного знака на физическое лицо, которое не планирует заниматься предпринимательской деятельностью, будет нести за собой следующие риски:

  • Если товарный знак не будет использоваться в течение 3 лет, то его могут аннулировать конкуренты.
  • Риск обращения заинтересованных лиц в суд.
  • Необходимость доказывать, что товарный знак был зарегистрирован не с целью использования его в предпринимательской деятельности.

Увеличение количества «патентных троллей»

Существует предположение, что разрешение на регистрацию для самозанятых и физических лиц может привести к увеличению количества «патентных троллей». Это связано с тем, что теперь для подачи заявки не нужно становиться ИП или открывать ООО. Однако, пока что это только предположение.

Связь товарного знака с личностью правообладателя

Регистрация товарного знака на ИП, самозанятого или физическое лицо имеет следующие последствия:

  • Товарный знак фактически связывается с личностью правообладателя.
  • Невозможность использования бренда в качестве активов при банкротстве или ликвидации бизнеса.
  • Передача прав на бренд - только по наследству или в результате продажи бизнеса.

Вывод:

Выбор владельца товарного знака зависит от бизнес-стратегии

Ирина Михальченко, ведущий эксперт, патентный поверенный "Brandside"

При регистрации товарного знака необходимо учитывать потребности бизнеса, будущие планы и текущие возможности. Хотя процедура регистрации одинакова для всех категорий, заявители имеют свободу выбора владельца товарного знака, который лучше всего соответствует их бизнес-целям.

Начать дискуссию