Почему юристы не станут цифровыми в ближайшем будущем
И что с этим делать им самим и всем остальным.
Еще недавно казалось, что будущее не за горами. Сбербанк увольняет тысячи юристов. Маркетплейсы юридических услуг растут как грибы, что на западе, что в рунете. Российские компании привлекают миллионные инвестиции на разработки нейросетей, которые способны будут давать юридические консультации. Лигалтех у всех на слуху. Появляются даже специализированные венчурные фонды.
Сейчас очевидно, что хайп прошел. Закрылось немало крупных проектов. Например, upcounsel.com, маркетплейс юридических услуг, привлекший 26 млн. долларов на развитие объявил о закрытии и был продан LinkedIn. Многие другие хорошие идеи так и не нашли свой product market fit.
Кажется, клиенты не готовы расставаться с классической юриспруденцией. И это при том, что анекдоты про юристов, которые слишком дороги и берут за каждую минуту знакомы всем.
Надо сказать, что пока от цифровизации и глобализации юристы только в выигрыше. В США средние ставки юристов с 2017 по 2019 год снизились только в Майями (на 1,6 процентных пункта). При этом в Нью-Йорке, например, ставки за тот же период, напротив, выросли на 14%.
Доказывать, насколько более цифровым стало общество с 2010-го года, наверное, даже не надо.
Инвестиции в сферу юридических технологий при этом также растут. В Великобритании, например, со 194 миллионов фунтов стерлингов в 2012 до 1,2 миллиардов в 2019 году.
Статистику по России найти сложнее, но по данным ВШЭ выпуск специалистов только среднего звена по направлению юриспруденции вырос более чем на 20% с 2016 по 2018-й годы. Ставки на квалифицированную юридическую помощь в Москве по данным исследований прибавляют с темпом в 3-7% в год в зависимости от направления.
Почему же несмотря на наступление технологий, юристов все больше и они все более востребованы во всем мире?
Ответ надо искать в самой сути юридической профессии. Мы обслуживаем социальные и экономические связи в той или иной их форме. А связи эти в глобальном цифровом мире растут по экспоненте.
Но и юридическая профессия меняется под давлением технологий. Часть сфер, которая ранее была в принципе недоступна для правовой помощи теперь может быть охвачена в силу того, что трудозатраты уменьшаются с внедрением технологий.
Например, появились сервисы, которые продают юристов по подписке (например, rocketlawyer.com в США, Правокард и Амулекс в РФ). Чат-боты, которые помогают оспорить штраф, заполнить несложные документы или зарегистрировать товарный знак (Онлайн-патент, ПатентБот и другие).
Если вспомнить, что право – это искусство добра и справедливости, то процесс можно сравнить с соперничеством театров и кино. В начале 20-го века многие предрекали скорую смерть классического искусства, так как куда как дешевле смотреть картинки на целлулоиде. На самом же деле появление кинопроката, а затем и телевидения привело скорее к расширению клиентской базы и увеличению зрительского интереса.
С юристами может получиться нечто похожее. Те клиенты и жизненные ситуации, которые ранее в принципе не были охвачены никакой юридической помощью – получат такую возможность.
А что же традиционные юридические услуги? С ними тоже все будет хорошо. Во-первых, потому что еще долго никуда не исчезнут сложные проекты, которые требуют индивидуального подхода и ручного труда. Во-вторых, потому, что человек, который один раз «купит» несложный договор в интернете с помощью конструктора или заполнит налоговую декларацию он-лайн с гораздо большей вероятностью обратиться к «традиционной» юридической помощи, когда это потребуется.
Значит ли это, что юристам вовсе не надо меняться? Конечно, нет. Просто начинать надо не с «продвинутых технологий» вроде искусственного интеллекта или чат-ботов, а с обычных систем автоматизации собственной деятельности.
Для ин-хаусов, которые работают в компаниях и которых большинство (штаты юридических отделов даже средних компаний в РФ могут достигать десятков человек, тогда как едва ли в 20 фирмах РФ работает более 50 юристов) актуальной будет тема управления проектами. Таки направления как legal design и legal operations будут развиваться, так как бизнес будет требовать все большей эффективности от своих внутренних департаментов.
Но и консультанты тоже не останутся в стороне. Надо признать, что сегодня в России далеко не все компании хоть как-то управляют своей практикой: отслеживают загрузку, ведут учет времени, формируют отчеты об эффективности проектов и бюджетируют проекты на основе этих данных. Завтра доверители будут требовать этого от всех. То, что сегодня является уделом иностранных и крупнейших российских фирм, уже завтра станет стандартом де-факто для всех остальных. Рост таких проектов, как Clio.com – системы управления практикой для небольших юридических фирм, которая привлекла 250 млн. долларов в раунде D только отражает эту тенденцию.
Подведем итоги:
· Юристы не только не умрут с приходом технологий. Напротив, потребность в них будет только возрастать;
· Технические работы действительно отойдут роботам и автоматизированным системам;
· Уже в самое ближайшее время под давлением бизнеса внутренние департаменты будут принуждены стать более эффективными, а от консультантов будут требовать бюджетов, обоснованных реальными трудозатратами.
Смогут ли юристы справиться с этими вызовами? Или их все же победят роботы?
Нет, всех юристов скоро заменят программы. И вообще, это сложная и бесперспективная профессия, учитесь на другие специальности.