ИИ в работе юриста: польза или просто модный тренд??

Рассказываем кейс, как с помощью нейросетей повысить эффективность юридического бизнеса и сократить время обработки заявок в 38 раз.

Введение

Использование ИИ активно обсуждается во всех сферах: маркетологи делают креативы с помощью нейросетей, копирайтеры постепенно превращаются в промпт-инженеров и т.д. С каждым днем возможности искусственного интеллекта впечатляют всё больше и больше.

Среди коллег-юристов существуют различные мнения относительно практической пользы от применения искусственного интеллекта в юриспруденции. Для большинства - это, скорее, развлечение или решение несерьезных рутинных задач, но никак не полноценный юридический консультант.

Как обстоят дела с юридическими ИИ-ассистентами.

В марте 2024 года я оставил заявку на тестирование GigaLegal — нейросети, разработанной для помощи юристам. Ответ был обнадёживающий: проект пока в пилотной стадии, и когда тестирование будет доступно, мне сообщат. Однако судя по их сайту и по отсутствию ответа спустя 7 месяцев, в стадию активной эксплуатации они так и не перешли.

Действительно, задача непростая: в российской правовой системе очень обширный массив законов, подзаконных актов и судебной практики, которая регулярно дополняется и изменятся. И главное - специфику юридического мышления воплотить в нейросети затруднительно. Но я не буду углубляться в рассуждения о причинах, почему с реализацией таких "нейро-юристов" что-то не так.

Поиск применения в юридическом бизнесе.

В своей работе мы тоже решили не отставать от тренда - и сделали своего бота в Telegram на основе GPT-4o для помощи в регистрации товарных знаков.

Изначально результаты были далеки от идеальных — бот давал случайные ответы, добавлял лишнюю информацию и т.д. Потребовалось серьёзное обучение: мы структурировали данные, дополняли бота новыми данными, вносили изменения в существующие (привет, повышение пошлин Роспатента), отработали правильные сценарии ответов и тестировали его в различных ситуациях.

После того как бот начал давать корректные ответы, встал вопрос: как интегрировать его в работу юридической фирмы? Решение оказалось очевидным: направить бота на обработку входящих запросов клиентов. Однако одного лишь базового консультирования было недостаточно, бот должен был уметь вести живой диалог: задавать вопросы, выявлять потребности, рассказывать о преимуществах легальной защиты бренда. Для этого расширили его возможности:

  • Помнить контекст общения и возвращаться к теме разговора, даже если диалог прерывался.
  • Уточнять ключевые детали, такие как название бренда, виды товаров и услуг.
  • Автоматически подбирать классы МКТУ на основе предоставленной информации.
  • Собирать контакты клиентов и передавать их для дальнейшей работы.

Как это происходит, демонстрируем ниже:

Вот бот на первом скрине консультирует по классам МКТУ, на втором скрине задает уточняющие вопросу желающему открыть франшизу, а также рассказывает про размер пошлины.

Так в чем же практическая польза?

Рассмотрим, как работают продажи в области регистрации товарных знаков.

Процесс регистрации товарного знака обычно выглядит так: клиент оставляет заявку => спустя время менеджер связывается с ним, задаёт уточняющие вопросы => узнаёт, какое обозначение интересует клиента для регистрации => узнаёт какие товары или услуги хочет защитить клиент для подбора нужного класса МКТУ => берёт контакты для обратной связи => далее информацию передаётся специалисту для предварительного поиска => потом уже клиента "ведёт" соответствующий отдел.

Исследование

Для оценки эффективности бота на данном этапе воронки мы оставили заявки через различные каналы у патентных компаний из топа поисковой выдачи Яндекса (да простят меня отделы продаж). И вот такие результаты мы получили*:

<i>*Названия компаний и скрины переписок не указаны из этических соображений. Любые </i><b><i>заинтересованные</i></b><i> лица могут запросить их у меня в л/с  </i><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fbrznv&postId=1585627" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><i>@</i>brznv</a><i>.</i>
*Названия компаний и скрины переписок не указаны из этических соображений. Любые заинтересованные лица могут запросить их у меня в л/с  @brznv.

В таблице мы зафиксировали, во сколько мы направили заявку компанию, а затем во сколько с нами связался менеджер для уточнения деталей. А затем просто вычислили прошедшее время и среднее значение.

Стоит отметить, что большая часть компаний связывалась именно через мессенджеры. Более того, я знаю лично владельцев юридических компаний, в которых переписка в мессенджерах стоит в KPI у менеджеров.

Таким образом, мы получили, что топы выдачи Яндекса обрабатывают такие лиды в среднем за 38 минут! Сколько лидов в среднем менеджер может обработать за день - каждый посчитает для своего отдела продаж сам😉

А наш бот выполняет все те же функции, но в разы быстрее. Он моментально собирает данные , а также может работать одновременно с неограниченным числом клиентов.

Пример живой переписки с ботом. В примере он сам, исходя из выдуманного обозначения "Гиперсайт", определил сферу применения, соответственно определил класс.

***

А теперь вернемся к началу

Реально ли применение искусственного интеллекта в юридическом бизнесе?

Наш бот сделал то же, что делают менеджеры при обработке заявок на регистрацию товарного знака, но только загвоздка в том, что он сделал это моментально, и может проделать с неограниченным количеством клиентов одновременно.

Думаю, многие консервативно настроенные коллеги будут еще долго отрицать обширное внедрение нейросетей в различные сферы, включая юриспруденцию. Описанный выше кейс с сокращением времени обработки заявки одного клиента в 38 раз с помощью нейросетей показывает, что найти эффективное применение можно везде, если знать как правильно пользоваться (особенно, если ведёте трафик на мессенджеры).

Если кейс оказался полезным, поддержи лайком! Или комментарием, если считаешь нейросети полезным инструментом.👍🏻

PS

Успешный опыт с ботом для регистрации товарных знаков подтолкнул нас к расширению возможностей применения ИИ в юридическом бизнесе. Сейчас мы разрабатываем ассистента для сетевой компании, занимающейся банкротством физических лиц. Новый бот будет:

  • Консультировать клиентов по процедуре банкротства;
  • Отвечать на вопросы клиентов о порядке оказания услуг;
  • Определять, подходит ли клиент для процедуры (квалификация лидов);
  • Передавать собранные контакты юристам для дальнейшей работы.

Если хотите протестировать бота или узнать, как внедрить ИИ в свой бизнес - можете написать в личные сообщения в TG: @brznv.

33
2 комментария

ИИ в современном мире позасовывали куда только можно, так что уже даже никакого удивления не возникает

1
Ответить

Пётр, согласен, удивляться уже нечему 😄 Но, одно дело "засунуть", а другое — научить работать так, чтобы была реальная польза.
А где бы хотели увидеть ИИ в действии, чтобы прям "вау" эффект был?

Ответить