Топ-5 юридических болей диджитал-компаний на старте
Привет! На связи Виталий Гусев – юрист из YURI. Работаю на стыке права и технологий. В этой статье я собрал самые частые вопросы от IT-компаний, которые встречал за время практики. Будет полезно всем диджитал-специалистам, которые хотят грамотно отстаивать свои права.
Обычно к нам обращаются, когда уже «горит»
Сегодня IT-компании работают с огромными объемами данных, разрабатывают софт и выходят на международные рынки. В таких условиях важно быть юридически подкованным. Даже небольшая ошибка в документах или незнание закона могут обойтись компании в миллионы и сильно ударить по репутации.
Обычно к нам обращаются, когда уже «горит». И хорошо, если сроки не сжаты до нескольких дней, и не приходится составлять документы на коленке перед судом.
В этой статье я собрал самые частые причины юридических споров в IT, подкрепил реальными вырезками из документов и предложил варианты решения .
Запасайтесь попкорном – мы начинаем.
1. Почему договор не может быть шаблонным?
Многие IT-компании на старте пользуются шаблонными договорами, которые совершенно не соответствуют их реальным бизнес-процессам. Или составляют свой по примеру другой студии.
А в итоге вот что получается: кто-то работает по T&M, а договор составляют на фиксированную оплату. На бумаге одно, а на деле – абсолютно другое.
И вот к чему это может привести:
- потеря денег;
- потеря времени;
- потеря ресурсов.
Представьте: вы сделали проект, но клиент начинает предъявлять претензии, потому что результат оказался не таким, как он ожидал. И раз уж в договоре ничего четко не прописано, правками вас могут мучать бесконечно. В итоге вы тратите время на переделки, а нервы — на выяснение. И вместо развития бизнеса занимаетесь устранением последствий .
Чтобы избавить себя от лишней головной боли, лучше сразу обратиться к юристу, который составит договор именно под ваш формат работы. И не просто соберёт «набор статей, как у всех», а создаст документ, который реально защитит ваши интересы и позволит спокойно работать.
Разобраться во всем этом самостоятельно будет непросто. Но вот те пункты, на которые мы рекомендуем обратить внимание:
Предмет договора
Это четкое описание того, что и в какие сроки должно быть сделано. Если эти детали не прописаны, договор может считаться недействительным.
Ключевые условия
В них входят цена, порядок оплаты, условия приемки работ, а также права и обязанности каждой из сторон. Без этих пунктов ваша позиция будет слабой, а шансы на успех в суде – минимальными.
Юридические разделы
Это то, что обычно оставляют «на потом» или бегло пролистывают в конце: ответственность сторон, порядок разрешения споров и прекращение договора.
И если первые два пункта можно попытаться составить самостоятельно, то в последнем разберется только юрист.
2. NDA – не только бумажка
Многие компании уверены, что если подписали с сотрудниками и партнерами NDA, то все их данные надежно защищены. На деле это совсем не так. Если в компании нет четкой политики работы с конфиденциальной информацией, NDA превращается в «просто бумажку», которая в суде вам не поможет.
Чтобы NDA действительно защищал ваши данные, нужно продумать внутреннюю политику:
- как конфиденциальная информация попадает в компанию;
- как она передается внутри команды;
- где и как она хранится. Вы
В чем сложность?
Есть информация, которая автоматически становится конфиденциальной (например, персональные данные). Но есть и та, которую компания может назначить такой самостоятельно, а это может быть все что угодно (вплоть до цвета любимой футболки СЕО). И всю эту информацию нужно правильно указать в документе.
Хороший пример – небезызвестный конфликт между Uber и Waymo
Тогда бывший сотрудник Waymo перешёл в Uber, и передал конфиденциальную информацию, несмотря на подписанный NDA, за что и получила порцию обвинений в краже коммерческой тайны. Но из-за того, что в компании не было четкой политики работы с конфиденциальными данными, NDA оказалось бесполезным.
Что делать?
Если хотите, чтобы ваши данные действительно были защищены, лучше не ограничиваться подписанием стандартного NDA. Обратитесь к юристу – это будет надежнее и избавит от неприятных сюрпризов в будущем.
3. Интеллектуальное право. Что это и почему нельзя забить?
Представьте: вы наняли фрилансера помочь вашим дизайнерам, оформили его как самозанятого. Всё прошло отлично — баннеры готовы, клиент доволен, деньги заплачены. Но через полгода этот фрилансер видит свой баннер, понимает, что проект взлетел и решает, что вы маловато ему заплатили. Подает в суд и… выигрывает.
Чтобы избежать неприятностей, нужно научиться правильно выстраивать линию передачи интеллектуальных прав от сотрудника к клиенту.
Как правильно составить акт?
Опишите сам результат интеллектуальной деятельности
Убедитесь, что все детали проекта перечислены.
Перечислите условия передачи и объем передаваемых прав
Укажите, на каких условиях передаются права: бесплатно или за деньги. А если права передаются в рамках оплаченного проекта, уточните, что сумма включает оплату за передачу прав.
Убедитесь, что передаются все исключительные права. Иначе сотрудник может использовать свою работу в другом проекте или требовать дополнительную оплату.
Включите дату подписания и данные всех сторон
Если одна из сторон — компания, укажите юридические реквизиты.
4. Как защитить брендинг?
Практически у каждой компании есть свой логотип, но многие забывают его зарегистрировать и проверить, нет ли похожих. Если вдруг выяснится, что кто-то уже зарегистрировал такой же логотип, он может потребовать от вас до пяти миллионов рублей.
McDonald's VS «Макдак»
Не только логотипы, но и названия могут быть объектом претензий по интеллектуальной собственности, особенно если они ассоциируются с известными брендами.
McDonald's подал иск против небольшого кафе в России. Несмотря на то, что логотипы отличались друг от друга, название «Макдак» ассоциировалось исключительно с McDonald's. Поэтому суд встал на сторону заявителя, и обязал «Макдак» сменить название.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше обратиться к юристам.
Они помогут проверить уникальность вашего брендинга и зарегистрировать его, а значит защитить бизнес от неожиданных финансовых потерь.
5. Место массовой регистрации. Как не нарваться на визит налоговой?
Сейчас многие работают удаленно, и выбираю для регистрации компании адрес массовой регистрации. Это удобно и недорого, ведь таких услуг много. Но у этого есть свои подводные камни.
Если налоговая служба проведет проверку и выяснит, что вашей компании нет по указанному адресу, она может внести запись о недостоверности в реестр. Если это не исправить, через полгода компанию могут ликвидировать. Кроме того, могут возникнуть и другие проблемы: например, вы не сможете стать генеральным директором или участвовать в тендерах.
Чтобы избежать таких неприятностей, лучше регистрировать компанию по реальному адресу или обратиться в компании, которые предоставляют надежные адреса и могут подтвердить ваше присутствие на месте. Это поможет защитить ваш бизнес от лишних проблем и проверок.
А проверить свободно ли название можно на сайте ФИПС.
На этом всё! Спасибо всем, кто дочитал до конца. Дайте знать, если хотите вторую часть (расскажу что такое Saas модели, и как с их помощью защитить интеллектуальную собственность, и о многом другом). Дополняйте список и делитесь своими историями в комментариях.
А ещё переходите на сайт YURI — мы сделали бесплатный скоринг, где вы можете проверить юридическую защищенность компании.
И подписывайтесь на наш тг-канал. Там мы делимся кейсами и апдейтами!