Составляем Положение о закупке по 223-ФЗ: практическое руководство

Вы работаете в компании, которая проводит закупки по 223-ФЗ? Тогда вам точно нужно знать, что такое Положение о закупках и как его правильно составить. Рассказываем о самом важном, что нужно знать.

Что такое Положение о закупках?

Это документ, который устанавливает правила игры для вашей компании в сфере закупок, и описывает, как вы будете выбирать поставщиков товаров, работ или услуг, какие требования к ним предъявлять, какие процедуры, как и в каких случаях применять, и многое другое.

Составляем Положение о закупке по 223-ФЗ: практическое руководство

Структура положения о закупке

Положение о закупке является обязательным документом для организаций-заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с 223-ФЗ. Как правило, оно содержит следующие разделы:

1. Общие положения. Этот раздел включает:

— перечень используемых терминов и определения;

— приоритетность норм Положения о закупке, извещения и закупочной документации, если между ними возникнут противоречия;

— перечень, порядок и сроки размещения сведений в ЕИС;

— условия применения национального режима при осуществлении закупок в соответствии с требованиями, установленными законом;

— алгоритм обоснования НМЦД.

2. Осуществление закупок

В этом разделе заказчику необходимо установить порядок проведения всех видов закупочных процедур, указанных в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 223-ФЗ: конкурса (открытого, закрытого, в электронной форме), аукциона (открытого, закрытого, в электронной форме), запроса котировок (в электронной форме, закрытого), запроса предложений (в электронной форме, закрытого). Регламенты проведения данных процедур обязательно должны быть включены в Положение, даже если их применение не планируется – это требование законодательства. Дополнительно заказчик может разработать и описать в Положении иные способы закупок (редукцион, запрос цен, многолотовая закупка и др.) – если планирует их использовать. При этом необходимо:

— указать, при каких условиях компания будет использовать каждый из способов закупок;

— определить максимальные суммы договора для каждого вида закупки;

— установить формат проведения – электронный или бумажный (если компания выбирает электронный формат, необходимо учитывать регламенты работы электронной площадки);

— дать исчерпывающий перечень случаев применения закупки у единственного поставщика;

— установить порядок формирования и правила работы закупочной комиссии;

— определить правила применения обеспечительных мер (обеспечения заявки, исполнения договора и гарантийных обязательств);

— установить алгоритм применения антидемпинговых мер (какие предложения будут рассматриваться как демпинговые, какие дополнительные требования будут предъявляться к участникам, предложившим демпинговую цену и др.);

— общий порядок рассмотрения и сопоставления заявок (конкретизировать его можно непосредственно в закупочной документации);

— регламентировать порядок проведения совместных и/или централизованных закупок, если таковые планируются;

— описать требования к участникам закупок – единые и дополнительные (квалификационные, требования к опыту исполнения аналогичных договоров, требование об отсутствии участника в РНП и др.).

3. Порядок заключения, исполнения, расторжения договора

Основные моменты, связанные с заключением, исполнением и расторжением договора, регулируются Гражданским кодексом, но во избежание спорных моментов в Положении о закупке лучше более детально прописать некоторые условия, и, в частности:

— порядок и сроки подписания договора с победителем закупки;

— порядок и сроки заключения договора с иными участниками, если заключение договора с победителем не состоится;

— условия признания участника уклонившимся от заключения договора;

— порядок и сроки заключения договоров с участниками зонтичных закупок, если их проведение установлено Положением;

— основания для изменения и/или расторжения договора.

4. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства

Все заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны закупить у СМСП не меньше 25% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Исключением являются компании-заказчики, которые сами являются СМСП – для них такое требование не устанавливается.

Положение о закупке должно включать раздел, регламентирующий правила таких закупок:

— Установить перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться только у СМСП.

— Определить максимальную стоимость закупок у СМСП (она не может превышать 800 млн рублей).

— Определить способы, применяемые для закупок у СМСП (из конкурентных способов можно использовать только конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений, проводимые в электронном виде; разрешено использовать неконкурентные способы, но необходимо это прописать в ПоЗ).

— Прописать, что в соответствии с требованиями законодательства закупки для СМСП проводятся на специальных электронных площадках, одобренных Правительством РФ.

— Установить требования к участникам закупок у СМСП.

— Прописать специальные условия заключения и оплаты договора с СМСП (договор с МСП нужно оформлять строго в электронном виде, а оплату проводить в течение 7 рабочих дней).

5. Прочие разделы

Положение о закупке может содержать и другие разделы и пункты – с учетом требований Федерального закона № 223-ФЗ, Гражданского кодекса, законодательства о защите конкуренции и иных нормативных актов.

Вы разработали Положение о закупке. Что дальше?

Положение о закупке должно быть утверждено высшим органом управления организации и в течение 15 дней размещено в ЕИС. Если этого не сделать, организации грозят штрафы:

— за неразмещение – 30-50 тыс. для должностного лица, 100-300 тыс. руб. для юридического лица.

— за размещение с нарушением установленного срока – 5-10 тыс. для должностного лица, 10-30 тыс. руб. для юридического лица.

Если возникла необходимость внести изменения в действующее Положение о закупке, они также должны быть размещены в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Положение о закупках – это не просто формальность, а важный документ, который поможет вашей компании эффективно и честно участвовать в закупках. Правильно составленное Положение защищает вашу компанию от возможных проблем с законом и споров с поставщиками, структурирует ваши закупки, делая их более понятными и управляемыми. Важно, чтобы оно было составлено без ошибок, с учетом всех требований законодательства и в соответствии с закупочной политикой вашей организации.

За помощью в разработке Положения о закупке вы можете обратиться к нашим специалистам.

22
Начать дискуссию