Как открыть ИП в 2025 году: пошаговая инструкция

Рассказали, как быстро и без проблем открыть ИП с нуля в 2025 году. Узнаете, что нужно сделать в первую очередь, как облегчить регистрацию и ускорить процесс. В статье шаг за шагом разобрали процесс регистрации, поделились полезными ссылками на образцы заявлений и удобные сервисы.

Как открыть ИП в 2025 году: пошаговая инструкция

Шаг 1. Определитесь с видом экономической деятельности

Прежде чем зарегистрировать ИП, надо выбрать направление деятельности. Это может быть торговля, предоставление услуг, производство и т. д. Каждому виду экономической деятельности присвоен цифровой код по ОКВЭД. С использованием этих кодов регулирующие органы узнают, какое направление выбрал предприниматель. Ставки страховых взносов зависят от основного кода ОКВЭД. Более рискованные виды деятельности влекут за собой повышенные тарифы для ИП. После регистрации можно добавить новые коды и изменить основной.

Важно

Нет ограничений по выбору только одного вида деятельности. Один из кодов ОКВЭД следует указать в качестве основного, по которому планируете получить максимальный доход. Дополнительно можно указать любое количество других кодов ОКВЭД.

Шаг 2. Выберите систему налогообложения

Самый значимый и ответственный из шагов – выбор налогового режима. Рекомендуем сделать это в самом начале, до подачи заявления о регистрации. Выбор напрямую повлияет на налоговую нагрузку, а грамотные расчеты помогут сделать ее минимальной.

При регистрации ИП по умолчанию применяется ОСНО. В заявительном порядке можете перейти на специальные режимы: УСН, АУСН, ЕСХН и ПСН. Заявление о переходе на специальный режим можно подать во время регистрации ИП или в течение 30 дней после постановки на учет. Отличия ОСНО и спецрежимов заключаются в количестве налогов, деклараций и их ставках.

Для применения специального режима необходимо соблюдать несколько требований: количество сотрудников и годовой доход не должны превышать установленные лимиты. Эти различия легко смотреть в таблице ниже.

Чем отличаются режимы налогообложения

Как открыть ИП в 2025 году: пошаговая инструкция

Поменять режим налогообложения можно только с 1 января следующего года. Важно внимательно подойти к выбору режима с самого начала, для этого поможет статья Налоговые режимы в удобных таблицах, чтобы быстро определиться.

Шаг 3. Изучите региональное налоговое законодательство

На этом этапе важно изучить региональное законодательство о наличии налоговых каникул и налоговых льгот для новых ИП и вашего вида деятельности. Льготы и каникулы могут существенно снизить налоговую нагрузку в первый год становления бизнеса. Информацию можно найти на сайте налоговой или на сайте правительства вашего региона.

Применить льготы и каникулы можно только по собственной инициативе ИП: в годовой декларации самостоятельно укажите применяемую ставку и статью закона, на которую ссылаетесь. Если этого не сделать, налог будет рассчитан по стандартным ставкам. Советуем посмотреть экспертное видео Как ИП законно экономить на налогах и какие льготы в этом помогут, чтобы больше зарабатывать и не переплачивать.

Шаг 4. Подготовьте документы

Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, нужны следующие документы:

  • заявление по форме № Р21001 на регистрацию физического лица в роли ИП можно скачать в КонсультантПлюс. Если нет доступа, возьмите пробный на два дня, это бесплатно;
  • квитанция на оплату госпошлины, сумма — 800 рублей. Квитанцию можно сформировать через сервис «Уплата госпошлины»;
  • заявление о применении специального налогового режима, если необходимо. Его можно заполнить в бумажном или электронном формате. Образец можно найти на сайте налоговой.

Важно

Государственная пошлина не начисляется, если подаете документы в электронном виде, включая через МФЦ или нотариуса.

Регистрирует физлицо в качестве ИП налоговый орган по месту жительства, которое указано в паспорте. Если в паспорте нет отметки о регистрации, процедура может быть выполнена в налоговой по месту пребывания. Адрес и реквизиты налоговой можно узнать на сайте налоговой.

Шаг 5. Оформите электронную цифровую подпись

Нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП или ЭЦП). Получить ее можно через налоговую или специальный центр, который ей занимается. Подпись выдают на специальном носителе – токене, который необходимо будет как флешку вставлять в компьютер каждый раз, когда хотите подписать электронный документ. В налоговой записывают ЭЦП бесплатно, необходимо только купить сам токен, он также продается в налоговой.

Подпись можно получить в банке, некоторые из которых предоставляют эту услугу. Средняя стоимость от 3000 до 5000 рублей или бесплатно, если открыть у них счет для бизнеса.

Срок действия ЭЦП – 15 месяцев. Ее можно будет перевыпустить через личный кабинет ИП самостоятельно, если срок еще не вышел. Либо обратиться лично в налоговую за выпуском новой ЭЦП, если срок старой уже истек.

Шаг 6. Подайте документы

Передать документы в налоговую можно двумя способами.

1. Лично. Непосредственно в налоговую инспекцию или через МФЦ.

2. Удаленно. По почте с объявленной ценностью и описью вложения, курьером по Москве, через нотариуса или электронно через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».

Инспекция примет ваши документы и предоставит расписку о получении.

У электронной подачи есть ряд преимуществ:

  • не нужно идти в налоговую лично;
  • не надо оплачивать госпошлину;
  • нет бумажной волокиты.

Чтобы подать документы электронно, нужно авторизоваться в сервисе. Для этого используйте учетные записи физлица на сайте налоговой или на «Госуслугах». Также понадобится наличие госключа или электронная подпись, которую выдали в ФНС или удостоверяющем центре.

Электронный процесс подачи включает:

  • указание паспортных данных заявителя;
  • выбор кодов ОКВЭД и спецрежима, при необходимости;
  • подпись документов электронной подписью или госключом;
  • отправку заявления в налоговую инспекцию.

В течение трех рабочих дней налоговая рассмотрит ваши документы, вынесет решение о регистрации и сформирует выписку из государственного реестра ИП (ЕГРИП). Можете получить документы лично, через представителя по нотариальной доверенности, на электронную почту или по почте.

Шаг 7. Откройте расчетный счет в банке

По закону ИП необязательно открывать расчетный счет, но с ним работать намного удобнее. Без расчетного счета не сможете:

  • проводить сделки на сумму более 100 тысяч рублей по одному договору;
  • участвовать в государственных закупках и получать гранты;
  • получить возврат излишне уплаченных налогов;
  • совершать безналичные расчеты с партнерами и валютные операции;
  • настроить прием платежей через эквайринг;
  • взять кредит или оформить лизинг.

Советуем открыть расчетный счет. Всё, что вам нужно сделать, — это выбрать банк по условиям, которые подходят вам лучше всего.

Многие банки предлагают сейчас комплексную и бесплатную услугу по открытию бизнеса: регистрация ИП, оформление ЭЦП и открытие расчетного счета. Всё это оформляется за одно посещение отделения банка.

С 2025 года в работе ИП произойдут перемены, смотрите наше видео с экспертом Как ИП работать в 2025 году с учетом налоговой реформы, чтобы подготовиться уже сейчас. А если хотите задать вопрос эксперту на вебинаре или пройти мини-курс по поправкам бесплатно, забирайте доступ к практикуму.

Встречаемся в налоговой: что делать, если пришел вызов

Эксперт в прямом эфире объяснит, почему руководителю не нужно идти в одиночку на встречу к налоговикам. Узнаете, кого можно отправить на допрос и как подготовиться, чтобы у инспекторов не осталось вопросов.

Разберемся, что делать, если вызов совпал с отпуском или болезнью директора, и как вести себя с проверяющими, чтобы не сделать хуже.

Елена Ростова озвучит реальные причины вызова в налоговую и даст практические советы. В конце стрима сможете забрать гайд, в котором эксперт собрала пять заповедей успешного похода на комиссию.

Присоединяйтесь 14 ноября в 12:00 и готовьте свои вопросы эксперту!

Как открыть ИП в 2025 году: пошаговая инструкция
Начать дискуссию