Почему малому бизнесу нужен свой юрист?

Зачастую, когда группа единомышленников решается открыть свое дело, последнее о чем они думают это юрист.

«Ну по сути, а зачем он нужен? У нас же не огромное предприятие, мы ни с кем судиться не планируем, значит и смысла в юристе нет. Это лишние вложения.»

Согласны с этим? Подождите, не отвечайте. Сначала позвольте мне рассказать о некоторых подводных камнях, которые вы можете встретить, если пойдете этим путем в одиночку, без специалиста с юридическим образованием.

Выбор ОПФ

Начнем с самого начала. Давайте выберем организационно-правовую форму (ОПФ). ИП, юридическое лицо, та же самозанятость? Решили, что будет юридическое лицо. Хорошо. А какое именно: производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью?

Разница между ними есть. Зависит от целей бизнеса и того, что вы хотите видеть в процессе. К примеру, ИП хорошо пойдет для небольшого бизнеса, если вы не планируете продавать этот бизнес (ИП продать никак не получится) и вас не пугает то, что вы будете отвечать всем своим имуществом при появлении долгов. ООО же хорошо будет и для бизнеса покрупнее. Но здесь вы уже отвечаете в пределах стоимости своей доли в этом ООО, а не личным имуществом.

В целом можно конечно ткнуть пальцем в небо и выбрать, к примеру, ООО. Конец света не случится. Но осознанный мотивированный выбор будет продуктивнее. Так как от него зависит налогообложение, ответственность участников, привлечение инвестиций и управление.

Налоги

Мы уже упомянули про налогообложение в рамках прошлого пункта. Тут тоже есть варианты, среди которых нужно выбрать. Правильная система налогообложения позволит снизить налоговую нагрузку, избежать возможных проблем с ФНС.

ОСН, УСН, ЕСХН, ПСН, НПД. Это не алфавит в странном порядке, это и есть виды налогообложения, доступные для бизнеса.

ОСН — основная система налогообложения

УСН — упрощенная система налогообложения

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог

ПСН — патентная система налогообложения

НПД — налог на профессиональный доход.

Каждая имеет свои особенности, плюсы и минусы, каждая из них нужна для разных целей. Кстати, некоторые системы можно совмещать. Например, ПСН можно совмещать с УСН.

Внутренняя документация

Приказы, документы по персональным данным и многое другое.

Правильный документооборот нужен: а) для того, чтобы вам самим было легче понимать, что в вашей компании творится; б) если вдруг постучится проверка (Роспотребнадзор допустим).

Для понимания, о каких документах вообще идет речь. Есть разные классификации, где-то есть и специфические документы, но в целом можно выделить примерно следующие моменты, за которыми надо бы следить. Назовем их так:

Организационные документы. Это уставы, протоколы решений собраний собственников, выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (это примеры, конкретика тут уже зависит от того, что за организационно-правовая форма).

Сюда же я бы отнесла документацию, связанную с вашим логотипом, наименованием, товарными знаками. Это может быть свидетельство о регистрации товарного знака «Рога и Копыта».

Документы, обеспечивающие жизненные процессы компании. Здесь речь ведется о трудовых договорах, договорах об аренде помещений, документах по персональным данным и тд. Все что, обеспечивает вашу деятельность, делает ее законной.

Документы, которые непосредственно связаны с вашей деятельностью. Перепродаете технику? Окей, значит это договоры с поставщиками, акты приемки, договор купли-продажи с вашими клиентами. То есть, то, что непосредственно связано с извлечением прибыли.

Отдельно можно вынести не столь рядовые документы. Может быть вы покупаете рекламу у блогеров, тогда добро пожаловать к отчетности по маркировке рекламы и соответствующим пакетам документов. Или вы проводите благотворительные мероприятия, здесь тоже нужны будут свои бумажки.

Все эти документы нужно не только правильно составить изначально, но и хранить, постоянно следить за актуальностью и обновлять.

Регистрация товарных знаков

Мельком уже затронули этот момент в прошлом пункте. Когда придумываешь крутое название для своего бизнеса, это эйфория, ведь оно так хорошо подходит. Но вы подумали, что оно может быть уже занято кем-то (да, это возможно, нужно проверять, чтобы ненароком не оказаться втянутым в спор или судебное разбирательство)? Или наоборот, вдруг кто-то увидит ваше название и позаимствует, а вы даже защитить его не сможете.

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров

Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)

Регистрация товарного знака – это гарантия того, что ваше фирменное наименование никто, кроме вас, использовать не будет.

Обычно для регистрации ТЗ обращаются к патентным поверенным (самые мощные специалисты в этой области).

Если коротко, то для регистрации нужно проводить ряд манипуляций: проверить по реестрам Роспатента ваш ТЗ, подобрать класс МКТУ, заполнить необходимые документы, оплатить госпошлину. Ну и разбираться с возникающими сложностями по ходу дела.

Сопровождение сделок

К сожалению, у нас могут возникать конфликты с нашими коллегами, клиентами, поставщиками. А иногда можно нарваться даже на мошенника, ну или просто не очень честного контрагента. В данных ситуация защитить себя можно только подстраховавшись документами (в случае чего, вы предъявите всю эту кипу документов в суде и отстоите свои права). Также иногда даже на этапе проверки договора с контрагентом можно понять, что что-то нечисто и вообще не развивать сотрудничество, тем самым спасая себя от нервов, невыполненных договоренностей и прочего.

Ну а при наличии спора, переговорами часто занимаются юристы. Они грамотно формируют претензии, подбирают нужные доказательства, улаживают споры в досудебном порядке (очень часто грамотный диалог, веские доказательства и убедительная просьба могут быть действеннее и быстрее, чем любые судебные разбирательства).

В целом при ведении бизнеса нужны разные специалисты, которые бы смогли слаженно работать. Можно конечно заняться всем самостоятельно, попробовать вникнуть в вопросы маркетинга, юридические аспекты, дизайн и тд. Но здесь велик риск просто «сгореть» в процессе. Поэтому мы и работаем все вместе для достижения стоящих результатов. Так приятнее и продуктивнее.

33
4 комментария

Если только у тебя у самого есть юридическое образование и ты подкован во всех этих отраслях, то да, тогда тебе юрист не нужен) в остальных случаях ты без своего юриста далеко не уедешь

1

У меня юридическое образование, но я не могу быть уверена в своих знаниях во всех перечисленных отраслях на 100%, так как законодательство постоянно обновляется и надо постоянно работать с этим. Поэтому я бы тоже воспользовалась компетентным юристом, знающим нужную мне отрасль на 100%)

Но разве компетентный юрист это не тот, кто еженедельно или ежедневно сверяется с правовыми источниками на предмет изменений в законодательстве? Юристы не всезнайки, для них сверяться с законом как рыбе вода необходимо
Я бы оспорил ваше высказывание про 100% знание отрасли, ведь именно из-за постоянного обновления законодательства В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ какие-то данные будут терять актуальность

Поэтому отличный юрист должен знать отрасли не на 100, а на 99% 🤣