УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА 2025 ГОД

Каждая организация согласно законодательству должна выбрать между разными способами отражения хозяйственных операций, а также формами первичной документации, чтобы отразить в учетной политике ведение бухгалтерского учета и отчетности, соответственно налогового учета. Бухгалтерский учет ведется согласно утвержденной учетной политикой, которая должна придерживаться от специфики деятельности организации. В противном случае инспекторы зафиксируют нарушение правил учета.

С каждым годом в законодательстве отражаются измененные или новые пункты учета, которые следует корректировать в учетной политике следующего года. О том, как грамотно составить учетную политику, рассмотрим в данной статье.

ЧТО ТАКОЕ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов.

Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:

- в НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п.9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться;

- в налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»; см. «ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: что такое и как перейти»).

Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.

Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и др.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица. Это следует из пункта 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика должна, в частности, обеспечивать:

  1. Полноту отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности;
  2. Своевременность отражения каждой операции в БУ и в бухгалтерской отчетности;
  3. Равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последнее число каждого месяца.

ПРИМЕЧАНИЕ

Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Если Налоговый кодекс допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.

Важно знать, что отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится, цитируем: «Однако, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой».

КТО СОСТАВЛЯЕТ УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ ОРГАНИЗАЦИИ

Главный бухгалтер и другие бухгалтера помогают при ее составлении. Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Согласно практическому опыту бухгалтерские отделы обращаются к профессиональным аудиторским компаниям для составления УП т.к. из-за высоких нагрузок работы можно обращаться к сторонним организациям.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч. документы. Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики.

На практике подавляющее большинство юридические лица поступают следующим образом:

Издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора (руководителя). При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить после приказа. Будет составлен, таким образом:

  1. Приказ об утверждении УП для целей бухгалтерского и налогового учета на 2025 гг.

  2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета/налогового учета

  3. Приложения, прикрепленные к УП

Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

роки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:

1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).

2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).

3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).

Важно знать, что менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны веские основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.

Как составить учетную политику организации на 2025 год

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:

- в 2025 году будут действовать лимиты, позволяющие продолжить применение «упрощенки». По численности сотрудников — 130 человек, по остаточной стоимости ОС — 200 млн руб., по величине доходов — 450 млн руб. (450 млн руб. х коэффициент-дефлятор 1). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;

- в 2025 году «упрощенщики» становятся плательщиками налога на добавленную стоимость. Но если доходы за 2024 год не превысили 60 млн руб., компания на УСН обязана с января применять освобождение от НДС. Право на освобождение будет утеряно, как только доходы превысят 60 млн руб.;

- организации на УСН, которые не будут освобождены от НДС, вправе выбирать ставку по этому налогу. Они могут выбрать обычную ставку (20 % или 10%) и принимать входной НДС к вычету. А могут выбрать специальную ставку (5% при доходах не более 250 млн руб. или 7% при доходах не более 450 млн руб.) без права вычета входного налога;

- в 2025 году действует единый тариф страховых взносов: 30% для выплат: в пределах базы, 15,1%, сверх базы (п.3 ст. 425 НК РФ ). Предельная база равна 2 759 тыс. руб. Для субъектов малого и среднего бизнеса по-прежнему будут действовать пониженные тарифы страховых взносов. Но с января их предстоит применять к части зарплаты, превышающей полтора МРОТ. Тарифы влияют на сумму взносов, а значит и на размер резерва по отпускам;

- с января 2025 года основная ставка по налогу на прибыль повысится до 25%: 8% в федеральный бюджет и 17% в региональный.

- некоторые ООО на основной системе налогообложения смогут с января применять федеральный инвестиционный вычет. Он составит не более 50% от первоначальной стоимости объекта и расходов на достройку (модернизацию и проч.). Правительство утвердит категории плательщиков, а также категории ОС и НМА, для которых будут доступен федеральный вычет;

- мобилизованных сотрудников не следует включать в график отпусков (см. «Нужно ли включать мобилизованных работников в график отпусков: ответ Роструда») и учитывать их при составлении резерва по отпускам;

- начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год компании обязаны применять новый стандарт ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» . Он позволяет взять образцы форм баланса (других отчетов) и доработать их под себя.

Начать дискуссию