Минфин предлагает пересмотреть расчет объема госзакупок у малого и среднего бизнеса

Министерство финансов РФ разработало проект постановления, вносящий коррективы в порядок расчета совокупного годового объема закупок при определении доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Предлагаемые изменения затрагивают как закупки по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Рассказываем, в чем заключаются предлагаемые поправки.

Минфин предлагает пересмотреть расчет объема госзакупок у малого и среднего бизнеса

Для поддержки развития малого и среднего бизнеса российское законодательство устанавливает для организаций, работающих по 44-ФЗ и №223-ФЗ, квоты на закупки у соответствующих поставщиков. Заказчики по 44-ФЗ обязаны направлять не менее 25% своего годового объема закупок субъектам малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Аналогично, по 223-ФЗ заказчики должны заключать договоры с СМСП на сумму, составляющую не менее 25% от своего годового объема закупок.

В совокупный годовой стоимостной объем договоров (СГСОД) включаются все контракты/договоры, оплата по которым осуществляется в текущем году (в соответствии с карточкой договора в ЕИС), за некоторыми исключениями.

Категории закупок, которые не учитываются при расчете СГОЗ по 44-ФЗ, приведены в ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ
К ним относятся:

  • закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки услуг по предоставлению кредитов;
  • закупки у единственного поставщика;
  • закупки работ в области использования атомной энергии;
  • закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При расчете СГСОД по 223-ФЗ под исключения подпадают, в частности:

  • закупки для обороны и безопасности государства;
  • закупки с государственной тайной;
  • закупки в сфере атомной энергии, финансовых, банковских и страховых услуг;
  • закупки услуг ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение);
  • закупки, связанные с арендой или приобретением недвижимости;
  • закупки энергоносителей;

Полный список исключений приведен в п. 7 ПП РФ № 1352.

Минфин предлагает расширить список категорий закупок, которые не будут учитываться при расчете СГОЗ с целью определения процента выполнения квоты по закупкам у СМСП и СОНКО.

Что предлагается исключить из расчета СГОЗ?

1) Лекарственные препараты и медицинские изделия. Это изменение коснется заказчиков, чей годовой объем закупок лекарств и медизделий превышает 20 млн рублей. Данная мера, вероятно, направлена на обеспечение беспрепятственного доступа заказчиков к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям, вне зависимости от размера поставщика.

2) Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Исключение этих позиций из расчета СГОЗ, вероятно, связано с особыми требованиями к обороту данных веществ и необходимостью обеспечения безопасности.

3) Закупки Госкорпорации «Роскосмос», ее организаций и организаций ракетно-космической промышленности. Товары, работы и услуги, необходимые для осуществления космической деятельности, также предлагается не учитывать при расчете СГОЗ. Это, вероятно, обусловлено спецификой отрасли и необходимостью взаимодействия с узкоспециализированными поставщиками.

Предлагаемые Минфином изменения могут существенно повлиять на объем закупок, которые заказчики обязаны размещать у малого и среднего бизнеса. В то время как одни эксперты видят в этом риски снижения поддержки малого предпринимательства, другие считают, что данные меры необходимы для обеспечения гибкости и эффективности закупочной системы. Дальнейшее обсуждение проекта постановления позволит учесть все мнения и выработать оптимальное решение.

1
Начать дискуссию