Хэштеги и их нарушения

Хэштеги и их нарушения

Хороший пример предпринимательской дальновидности демонстрирует блогер Николай Василенко, который подал заявки на регистрацию товарных знаков в Роспатенте. Если заявки будут одобрены, то он сможет выпускать огромное количество товаров, начиная от алкоголя и заканчивая одеждой, косметикой и кофе, под брендами «nikolay_anatolievich_vasilenko», «Николай Василенко» и «Улыбканиколаявасиленко». На самом деле, именно так и следует поступать на пике популярности, регистрировать свои товарные знаки, пока это не сделали другие. Сейчас очень много брендов регистрируются именно по имени и фамилии известных людей. Поэтому, если раньше можно было зарегистрировать бренд, основываясь только на своей фамилии, сейчас в том числе ему придется упоминать сочетание из имени, отчества и фамилии. Если не сделать это сейчас, потом оспаривать возможные зарегистрированные бренды будет гораздо сложнее, поскольку это потребует доказывания узнаваемости бренда и сложившейся ассоциативной связи с конкретным человеком.

В связи с данным кейсом возникает вопрос о том, можно ли и как использовать хештеги, если они, как в этом случае, будут зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Начнем с того, что хештег, также хэштег — ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях. Таким образом, это просто инструмент поиска, облегчающий нахождение определённой информации по «привязке» ее к ключевых словам (тем самым хештэгам).

Сами слова «хэштег», «#хэштеги», «HASHTAG» и т.п. уже имеют свою правовую защиту в качестве товарных знаков для нескольких классов товаров и услуг, в частности, для ядов и гербицидов (номер государственной регистрации 1047990, правообладатель ООО «Интергрупп»), чипсов, хлопьев и батончиков (номер государственной регистрации 654204, правообладатель Д.Я. Кейсер), кредитных агентств, ИТ-услуг, брачных агенств и юридических услуг (номер государственной регистрации: 777824, правообладатель В.В.Галкин) и др.

Что касается использования конкретного хештэга в каком-либо описании, статье и другом тексте, здесь необходимо говорить о требованиях законодательства и сложившейся практике.

Дело Fraternity Collection

В зарубежной практике одним из первых дел, получивших большой общественный резонанс стало дело Fraternity Collection LLC против Elise Fargnoli, рассотренное в 2015 году в штате Миссисипи, США. Ответчик, Элис Фарголи (Elise Fargnoli), была признана судом США виновной в нарушении прав на товарный знак и ложной рекламе. Являясь модельером, после своего ухода из компании Fraternity Collection, она стала рекламировать продукцию конкурирующих дизайнов в своих профилях в Instagram, используя хэштеги «#fratcollection» и «#fraternitycollection». При переходе по хэштегам, пользователи попадали на страницы с товарами конкурирующих компаний.

Дело "Слипиков"

В Российской судебной практике получило известность решение Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу №1-14.6-52/78-01-18 (резолютивная часть от 03 августа 2018 года) Санкт-Петербург В полном объеме решение изготовлено «07» августа 2018 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по СанктПетербургу о незаконном использовании обозначения «Слипики».

Индивидуальный предприниматель Ю.С. Дудко зарегистрировал товарный знак «Слипики» (свидетельству №620155). Товарный знак зарегистрирован, в частности, для индивидуализации спальных мешков, постельного белья и постельных принадлежностей. Другой предприниматель, Е.К. Гапочко, использовала указанное обозначение в качестве активной ссылки для перехода на Интернет сайт, который не имел отношения к правообладателю товарного знака. Управление ФАС вынесло решение, предписав прекратить использование в социальных сетях словесных обозначений «Слипики» и «Слипик» и удалить существующие хэштеги.

Вопросы и ответы

Вопрос: неужели использовать хэнштеги вообще нельзя?

Ответ: зависит от цели использования.

Шаг первый. Прежде всего, необходимо проверить используется ли указанный хэштег кем-то еще, для этого нужно осуществить поиск по хэштегу. Иногда полезно проверить смежные написания, как например, в вышеописанном случае («Слипики» и «Слипик»).

Шаг второй. Определите цель использования. Если вы используете хэштег именно как ссылку нейтрального характера, упоминая какую-то тему, новость, пост или статью в информационных целях (для надлежащего цитирования, как, например, делается в этой статье), без цели получения прибыли. Упоминание также будет считаться правомерным, если это происходит в рамках партнерских отношений с компанией-правообладетелем, например, когда Вы осуществляете продвижение товара по агентскому договору. Во всех случаях такое употребление не должно иметь цели продажи контрафакта, неоригинального товара под известным брендом.

Второй аспект о котором нужно помнить проистекает из требований антимонопольного законодательства (ст.ст. 14.1 - 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции»):

- Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации,

ст. 14.1 ФЗ "О защите конкуренции"

- Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, например, в отношении качества и потребительских свойств товара;

ст. 14.2 ФЗ "О защите конкуренции"

- Не допускается сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта.

ст. 14.3 ФЗ "О защите конкуренции"
Начать дискуссию