Фирменное наименование, товарный знак или коммерческое обозначение: практические рекомендации при столкновении
При создании бизнеса важно не только придумать название компании, но и правильно оформить права на него. Однако на практике споры из-за фирменного наименования, товарного знака и коммерческого обозначения возникают довольно часто.
В этой статье мы расскажем:
- что нужно знать о фирменном наименовании, коммерческом обозначении и товарном знаке;
- как избежать конфликтов между этими средствами индивидуализации;
- какие аргументы помогут защитить права в суде
Фирменное наименование:
Фирменное наименование – это официальное название компании, которое обязательно регистрируется в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Пример структуры фирменного наименования:
- организационно-правовая форма (ООО, АО и т.д.);
- уникальное название (например, «Кактус»).
Коммерческое обозначение:
Коммерческое обозначение – это средство индивидуализации, которое помогает выделить конкретное предприятие (например, магазин или ресторан). В отличие от фирменного наименования, оно не требует обязательной регистрации.
Особенности коммерческого обозначения:
- Оно охраняется с момента фактического использования.
- Право прекращается, если обозначение не используется более года.
- Исключительное право подтверждается документами о его применении (договорами, рекламой, накладными).
- Для подтверждения факта использования коммерческого обозначения необходимо апеллировать к непрерывному использованию обозначения датами ранее оспариваемого объекта.
Товарный знак:
Товарный знак – это обозначение, которое используется для индивидуализации товаров или услуг. Он регистрируется через Роспатент, и срок его действия составляет 10 лет с возможностью продления.
Что происходит при столкновении фирменного наименования, коммерческого обозначения и товарного знака?
«Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет».
Что делать в случае спора?
- Соберите доказательства, подтверждающие ваше право (документы, свидетельства).
- Если ваше средство индивидуализации используется дольше, чем у конкурента, соберите документы, подтверждающие его использование (договоры, счета).
- Учитывайте факторы: известность, длительность и интенсивность его использования средства индивидуализации, затраты на рекламу.
Желаю удачи!