Фирменное наименование, товарный знак или коммерческое обозначение: практические рекомендации при столкновении

При создании бизнеса важно не только придумать название компании, но и правильно оформить права на него. Однако на практике споры из-за фирменного наименования, товарного знака и коммерческого обозначения возникают довольно часто.

В этой статье мы расскажем:

  • что нужно знать о фирменном наименовании, коммерческом обозначении и товарном знаке;
  • как избежать конфликтов между этими средствами индивидуализации;
  • какие аргументы помогут защитить права в суде

Фирменное наименование:

Фирменное наименование – это официальное название компании, которое обязательно регистрируется в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Пример структуры фирменного наименования:

  • организационно-правовая форма (ООО, АО и т.д.);
  • уникальное название (например, «Кактус»).

Коммерческое обозначение:

Коммерческое обозначение – это средство индивидуализации, которое помогает выделить конкретное предприятие (например, магазин или ресторан). В отличие от фирменного наименования, оно не требует обязательной регистрации.

Особенности коммерческого обозначения:

  • Оно охраняется с момента фактического использования.
  • Право прекращается, если обозначение не используется более года.
  • Исключительное право подтверждается документами о его применении (договорами, рекламой, накладными).
  • Для подтверждения факта использования коммерческого обозначения необходимо апеллировать к непрерывному использованию обозначения датами ранее оспариваемого объекта.

Товарный знак:

Товарный знак – это обозначение, которое используется для индивидуализации товаров или услуг. Он регистрируется через Роспатент, и срок его действия составляет 10 лет с возможностью продления.

Что происходит при столкновении фирменного наименования, коммерческого обозначения и товарного знака?

«Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет».

Пункт 6 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации

Что делать в случае спора?

  • Соберите доказательства, подтверждающие ваше право (документы, свидетельства).
  • Если ваше средство индивидуализации используется дольше, чем у конкурента, соберите документы, подтверждающие его использование (договоры, счета).
  • Учитывайте факторы: известность, длительность и интенсивность его использования средства индивидуализации, затраты на рекламу.

Желаю удачи!

Начать дискуссию