Как купить товарный знак и не поставить бизнес под удар

Вместо того, чтобы регистрировать товарный знак, можно купить готовый. Это намного быстрее, зачастую дешевле и Роспатент точно не откажет после долгих экспертиз. Зато есть другие риски. Например, знак после приобретения могут аннулировать. Тогда деньги будут потрачены зря. Что делать, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Как купить товарный знак и не поставить бизнес под удар

Регистрация - это создание товарного знака с нуля. Вы выбираете название или логотип, вкладываете в него смыслы, “примеряете” на собственный бизнес. Затем проходите стандартный путь заявителя - от проверки товарного знака на уникальность до получения свидетельства. По регламенту Роспатента он может занимать до 18,5 месяцев, но в федеральном патентном бюро “Железно” — от 3 до 6 месяцев.

При покупке вы берете уже готовое обозначение, подходящее под ваши виды деятельности. Существенный плюс такого подхода - бренд уже зарегистрирован и не нужно долго ждать решения о регистрации.

Продажа бренда компании: причины

Откуда берутся “свободные” товарные знаки? Иногда заявители уже в процессе регистрации понимают, что обозначение им не пригодится. Причины продажи могут быть совершенно разными:

  • радикальный ребрендинг;
  • смена направления бизнеса;
  • бизнес в стадии ликвидации, владельцы готовы уступить название;
  • правообладатель готов передать часть прав по договору;
  • реорганизация предприятия и др.

Силы потрачены, пошлины уплачены - терять приложенных усилий не хочется. Тогда предприниматели выставляют на продажу свой товарный знак. Обычно “свежие” обозначения имеют самую низкую стоимость, потому что не успели получить узнаваемость и не имеют никакого вложенного капитала, кроме себестоимости. А вот в случае ликвидации бизнеса товарный знак может иметь совсем другой “вес”.

Приобрести товарный знак можно напрямую у правообладателя, на торгах по банкротству или на специализированных биржах. У нашего бюро есть собственный магазин готовых брендов. В нем можно подобрать обозначение под собственные предпочтения и виды деятельности.

Осторожно, тролли!

Бренды могут продавать и патентные тролли - это один из наиболее безобидных способов их заработка. Они регистрируют на себя перспективные обозначения, а когда регистрация подходит к концу — продают с огромной наценкой.

Такие компании зарабатывают на том, что обманывают предпринимателей под видом защиты собственных прав. О том, как это происходит, я подробно писала в статье “Почему фирмы становятся жертвами патентных троллей”. Чтобы не попасть в ловушки троллей, лучше на старте заручиться поддержкой опытного специалиста по интеллектуальной собственности. Он поможет сделать покупку максимально безопасной для вас и вашего бизнеса.

То, что бренд дорогой и ранее не появлялся на рынке, еще не значит, что он принадлежит рейдеру. Высокая стоимость может быть оправдана запоминающимся названием, качественным дизайном и популярными классами МКТУ.

Что важно учесть при покупке товарного знака

  • Соответствуют ли классы МКТУ, в которых зарегистрирован знак, вашей сфере деятельности. Это очень важный момент! Если купить знак не в том классе, то он не будет защищать ваш бизнес, и покупка окажется бессмысленной. Часто предприниматели путают классы МКТУ и коды ОКВЭД. Если возникнут сомнения, лучше обратиться к эксперту.
  • Использовался ли бренд ранее. Если правообладатель зарегистрировал, но нигде не применял обозначение в течение трех лет, его в праве аннулировать любое заинтересованное лицо. Смена правообладателя никак на это не влияет.
  • Не является ли товарный знак предметом судебного спора. Важно исключить риск потери знака: когда его могут отсудить или наложить обременение.
  • Остаются ли у правообладателя сходные обозначения. Если остаются, то Роспатент не зарегистрирует договор отчуждения (так называется процедура передачи прав на знак). Будет направлен запрос экспертизы, это сильно затянет процесс. Если на запрос не ответить, то в отчуждении будет отказано, пошлины пропадут и надо будет начинать всё сначала.
  • Имеет ли продавец право на продажу бренда. Выясните, является ли продавец знака его истинным владельцем. Найти информацию о владельце можно в открытых данных Государственных реестров товарных знаков. Однако с недавних пор Роспатент разрешил скрывать данные правообладателя из открытых реестров. Тогда не поленитесь сделать соответствующий запрос. Иначе есть риск оказаться обманутым, потерять деньги, принять на себя чужие обязательства.
  • Предоставлено ли право использования товарного знака другим лицам. Имеется ввиду, не оформлен ли на знак лицензионный договор или договор коммерческой концессии. Такие договоры при смене правообладателя не расторгаются, а продолжают действовать только уже с новым правообладателем. Готовы ли вы к такому обременению?

Если все пункты в порядке - можно переходить непосредственно к процедуре покупки товарного знака. Как я уже отмечала, она происходит по договору отчуждения.

Отчуждение товарного знака

Отчуждение — это процесс, в котором правообладатель товарного знака навсегда передаёт другому лицу права на этот знак.

Право на товарный знак передаётся в полном объёме, но иногда оно может передаваться в отношении части товаров и услуг. Поясню на примере. Компания производит одежду и косметику под одним брендом, но решает сосредоточиться только на производстве одежды. Одежда относится к 25 классу, а косметика — к 3 классу МКТУ. Вас интересует как раз косметика и тогда вы сможете купить права на знак в 3 классе.

Как купить товарный знак и не поставить бизнес под удар

Важные аспекты при оформлении договора отчуждения:

  • отчуждение между юридическими лицами, то есть компаниями и индивидуальными предпринимателями, всегда происходит на коммерческой основе: поэтому в договоре должна быть указана сумма продажи;
  • договор отчуждения обязательно регистрируется в Роспатенте, иначе отчуждение будет признано не состоявшимся.

Регистрировать договор может и правообладатель, и приобретатель. Решение принимается по соглашению сторон. Обычно в договоре указывается, кто будет нести расходы за отчуждение. Пошлина за государственную регистрацию отчуждения составляет 15 000 рублей. Плюс 13 000 рублей за каждый отчуждаемый товарный знак. Заявление подается в Роспатент, оплачивается пошлина. Дальше ждем решения. Роспатент рассматривает документы на отчуждение товарного знака в течение 68 рабочих дней.

Вопрос покупки товарного знака - сложный, многоэтапный процесс. Если есть сомнения, что справитесь самостоятельно, обратитесь к экспертам.

Нужна консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

10
2
Начать дискуссию