Четыре самые нелепые попытки рекламщиков избежать штрафов ФНС из-за самозанятых, которые я видел
Порой агентства придумывают такие костыли, чтобы не попасть на радар налоговой, что дешевле сразу всех самозанятых в штат взять. Рассказал четыре занимательные истории.
Привет! Я Миша Провизион, основатель платформы Консоль. Через нас компании сотрудничают с самозанятыми законно и безопасно. Прежде чем понять, что сотрудничество с внештатниками нужно приводить в порядок, ребята часто пробуют разные способы обойти налоговую.
В этой статье я рассказал самые невероятные истории, как рекламщики (сами себе в ногу стреляли) придумывали хитромудрые планы обхода рисков ФНС по самозанятым. Заодно объяснил, почему так не работает, и показал кейсы успеха наших действующих клиентов-агентств.
Погнали!
Для тех, кто не знает: что за риски ФНС по самозанятым
Налоговая следит, чтобы на Руси не использовали рабский труд. Точнее, не заставляли самозанятых выполнять работу, для которой нужно оформлять человека в штат и платить за него налоги и взносы, давать отпуска и больничные.
Сотрудничество с самозанятыми отличается от работы по ТК тем, что для заказчика важен только результат, а для работодателя важны процессы. Например, заказал я у копирайтера текст по четкому ТЗ — это задача. А если копирайтер пишет для меня тексты целыми днями, брифует клиентов, участвует во внутренних созвонах в компании и знает, кто его начальник — это трудовые отношения.
Первичную информацию о сотрудничестве с самозанятыми ФНС получает из чеков. Как только самозанятый выдал чек, в котором вбит ИНН компании, налоговая сразу узнает, что вы сотрудничаете. И она обязательно обратит на вас внимание, если:
- исполнитель сам пишет в чеке «зарплата», «аванс», «оплата за работу маркетолога» и подобные фразочки, указывающие на то, что он думает, будто работает на вас;
- исполнитель получает одинаковую сумму из месяца в месяц, особенно если выплаты проходят в дни зарплат штатникам;
- ваша компания — его единственный источник дохода;
- исполнитель получает больше 35 000 ₽ ежемесячно;
- продолжительность сотрудничества более 3 месяцев;
- человек был вашим работником менее двух лет назад.
Красных флагов намного больше, на сегодня этих достаточно. Теперь рассказываю истории про то, как не надо.
«Коллеги, давайте меняться самозанятыми!»
Много раз видел, как ребята в чатиках меняются копирайтерами, дизайнерами и другими исполнителями, чтобы налоговая не заметила длительное сотрудничество. Кто-то меняется номинально, то есть, просят исполнителей перезаключить договоры на другое юрлицо, а кто-то прям на полном серьезе меняет обученных авторов и других самозанятых.
Что тут скажешь?
Во-первых, ФНС смотрит на совокупность риск-баллов, а не на один. Сотрудничаете с исполнителем долго, а в остальном всё нормально — это ок. И во-вторых, даже если она придет — ну, посмотрит, что исполнители у вас задачи выполняют, а не работают, и уйдет. Хуже будет, если вызовут исполнителя на допрос, а он всю схему раскроет. Тогда, правда, будут крупные штрафы и санкции.
«Нам нужно перезаключать договор каждые 2–3 месяца!»
И еще раз. Налоговая по чекам видит, что вы сотрудничаете с исполнителем. Длительное сотрудничество по рамочному договору и четко поставленные в мессенджерах задания — это безопасно. А если во время проверки обнаружится пять томов перезаключенных договоров — вопросов будет гораздо больше.
«Давайте покажем меньшую стоимость услуг!»
Минтруд оказывает больше знаков внимания компаниям, которые платят больше 35 000 ₽ в месяц своим исполнителям. Поэтому несколько раз видел, как исполнителей просят указывать в чеках меньшие суммы, чем есть на самом деле. А остаток доплачивают в черную.
Такие схемы периодически доходят до суда у разных компаний, не только рекламных. По решению суда компания выплачивает все налоги и страховые взносы по «черным» переводам как за сотрудничество с физлицами без специального налогового статуса. Плюсом получает штрафы и пени. Иногда приходится брать исполнителей в штат.
Гораздо спокойнее не надеяться на то, что «да кому мы нужны, ФНС только к крупным компаниям ходит». Проводить оплату за оказанные услуги в белую — это нормально. Главное — иметь доказательства сдельности: полный пакет документов по сотрудничеству, включая задания, в которых прописан желаемый конечный результат.
«Давайте всех уволим и наймем как самозанятых!»
Это — самое верное решение, чтобы получить огромный штраф. А исполнителей все равно вернут в штат.
Мастера шикарных планов увольняют людей из ООО, гендир открывает ИП и начинает сотрудничать с ними как с самозанятыми; самозанятые в полной комплектации оказываются у подконтрольного ООО; историй много — итог один. Налоговая через суд возвращает все на место, а компания получает гигантские штрафы.
А как сотрудничать с самозанятыми, чтобы и законно, и не утонуть в документах?
Чтобы с точки зрения ФНС с документами по самозанятым было все ок, у вас должны быть договор, задание, акт и чек по каждому исполнителю. Задания можно писать в мессенджерах, главное, чтобы было очевидно, что вы хотите получить услугу с конкретным результатом, а не рабочий процесс. И никто не удалил переписку.
На деле получается, что сперва ты бегаешь за самозанятым, чтобы подписать договор, потом — акт, потом трясешь с исполнителя чек. В итоге на подписание документов уходят недели, а если что-то теряется, шансов восстановить примерно ноль.
У компаний, которые сотрудничают через платформы, ситуация другая.
А1 TEAM перешли на ЭДО с самозанятыми и не боятся ФНС
У маркетингового агентства А1 TEAM больше недели уходило на подписание договоров с самозанятыми. И не всегда документы возвращались в том виде, в котором их отправляли: исполнители могли внести правки, и приходилось все отправлять заново. Короче, документооборот по самозанятым отъедал огромный кусок бюджета и ресурс сотрудников.
На Консоли ребята получили электронные подписи для себя и всех самозанятых, теперь могут подписывать документы онлайн. Шаблоны договоров и NDA загрузили в кабинет и исполнители не могут их менять в одностороннем порядке. А для заданий, чеков и актов мы создали справочник безопасных формулировок, чтобы избежать трудовой терминологии.
Чеки, кстати, компания получает автоматически.
Теперь агентство сотрудничает с исполнителями безопасно и подписывает документы за 7 минут вместо недели.
QQROOZA избавилась от внешних проблем по самозанятым
Агентство по продвижению на Авито QQROOZA получили запрос от банка по выплатам самозанятому. Кто сталкивался, тот знает, что это то еще приключение: найти нужные документы, все отправить в банк, написать пояснения.
При подключении на Консоль компания начала платить внештатникам с номинального счета. Это их личный счет, открытый на платформе. Больше таких вопросов не возникает.
Плюсом платформа следит, чтобы исполнители не лишились статуса самозанятых, контролирует основные риски ФНС, а юристы консультируют агентство по изменениям в законодательстве. Поддержка 24/7 отвечает на вопросы компании и ее самозанятых — это удобно, все вопросы исполнителей мы забираем на себя и снова экономим время сотрудников.
«Альянс Авитологов» платит исполнителям из разных стран
«Альянс Авитологов» не сразу пришли на Консоль. Они пробовали сотрудничать с другими платформами, но в итоге выбрали нас. По словам руководителя, на Консоли самая простая регистрация и понятные условия.
Сотрудничая через платформу, они подписывают документы за 5 минут с исполнителями из разных городов и стран и свободно делают им выплаты. Наши юристы помогли им поправить процессы, чтобы избежать рисков от проверяющих органов.
К чему я это всё?
А к тому, что искренне считаю: делать какие-то костыли и пытаться заигрывать с налоговой — занятие, конечно, интересное, но неблагодарное. Намного дешевле выходит всё делать по закону. А еще круче, если процессы по самозанятым автоматизировать. Выгоднее получится и с точки зрения бизнес-процессов, и тем более если посчитать возможные штрафы.