Общеизвестный товарный знак: кто получил этот статус в 2024 году
Общеизвестный товарный знак — это обозначение, которое стало узнаваемым благодаря длительному и частому использованию на рынке. Каждый бренд стремится стать популярным. Статус общеизвестного товарного знака дает правообладателю особые преимущества.
Общеизвестными, к примеру, являются товарные знаки “Лукойл”, “Газпром”, шоколад “Аленка”, социальная сеть «ВКонтакте», программная платформа «1С». Эти названия у всех на слуху. Произносишь, а в голове, словно лампочка загорается с логотипом, шрифтом, изображением, фирменными цветами этой компании.
Что дает статус общеизвестного товарного знака
Общеизвестный товарный знак - это:
- публичное признание известности бренда;
- более широкая правовая охрана;
- бессрочность действия: знак не нужно продлевать каждые 10 лет.
Яркой иллюстрацией преимуществ общеизвестного товарного знака может стать недавний спор “Аленки” и “Аюнки”.
Фабрика “Красный Октябрь” написала претензию производителю из Бурятии, который выпускал шоколад “Аюнка”. В этикетке и в названии угадывалось сходство с известной всем “Аленкой”. С 2009 года этот товарный знак признан общеизвестным. Защищено и слово, и картинка.
В итоге “Аюнку” сняли с производства. Производитель начал работу над созданием новой упаковки для своей линейки шоколада.
Как зарегистрировать общеизвестный товарный знак
Процесс регистрации общеизвестного товарного знака отличается от процедуры регистрации стандартного знака. Заявка подается в Роспатент и рассматривается коллегией Палаты по патентным спорам.
Государственная пошлина за принятие решения по заявлению о предоставлении правовой охраны общеизвестному товарному знаку в России составляет 40 000 рублей. Максимальный срок рассмотрения заявки составляет 10 месяцев, в отдельных случаях допустимо увеличение срока, но не более чем на 10 месяцев.
К обозначению предъявляются дополнительные требования. Это не только уникальность и соответствие законам РФ. Для признания товарного знака общеизвестным необходимо выполнение следующих условий:
- обозначение интенсивно используется;
- товарный знак широко известен на территории России;
- потребители идентифицируют товарный знак в отношении товаров заявителя.
Для того, чтобы доказать каждый из перечисленных пунктов, нужно приложить массу усилий. К заявке прикладываются дополнительные документы. Это могут быть результаты опроса потребителей, проведенного специализированной независимой организацией. Отчеты о масштабных рекламных кампаниях, спонсорстве массовых мероприятий. Упоминание товарного знака в литературных произведениях, фильмах и музыке. Также подтвердить статус может ценность знака. Для этого производится оценка его материальной и нематериальной стоимости согласно годовой финансовой отчетности компании.
Приоритет общеизвестного товарного знака
Еще один важный момент — определение приоритета общеизвестного товарного знака. Он устанавливается не с даты подачи заявки, как это происходит при регистрации обычного товарного знака. Точкой отсчета может считаться день, когда товарный знак стал широко известен на территории России. Подавая документы, заявитель может сам выбрать дату, с которой его товарный знак приобрел признаки общеизвестности. Чтобы подтвердить дату приоритета, нужно также предоставить убедительные доказательства.
Знаки, получившие статус общеизвестного, в 2024 году
Товарный знак, получивший статус общеизвестного, заносится в особый Реестр. В 2024 году общеизвестными стали несколько брендов.
«Сода пищевая» от Башкирской содовой компании. Институт социологии РАН провел масштабное исследование, результаты которого показали, что пищевая сода БСК известна абсолютно всем в нашей стране. Более того, 100% опрошенных не просто знакомы с этим продуктом, но и активно используют его в повседневной жизни.
Газированный сладкий напиток «Байкал» от ГК «Черноголовка». Напиток под товарным знаком «Байкал» впервые был выпущен в СССР в 1972 году. Изначально права на знак были оформлены на имя разработчика рецептуры напитка «БАЙКАЛ» —Научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. Позже право на знак было передано на основании договора отчуждения.
«СБЕР» от ПАО Сбербанк. Палата по патентным спорам в 2024 году признала бренд «СБЕР» , представляющий собой сокращенную версию наименования ПАО Сбербанк, общеизвестным в отношении банковских услуг. К слову, ПАО Сбербанк является правообладателем еще одного общеизвестного товарного знака «Сбербанк России», который признан общеизвестным в 2008 году.
Неудача “Столото”. Пытался, но не смог доказать свою общеизвестность в 2024 году бренд национальной лотерии “Столото”. Роспатент отказал в признании бренда по причине недостаточности доказательств. На лотерейных билетах отсутствует информация о заявителе АО «ТК «Центр» как изготовителе и распространителе лотереи. А социологическое исследование, представленное заявителем, не соответствует требованиям «Рекомендаций по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации», поэтому коллегия критически отнеслась к данным опроса.
Регистрация товарного знака в патентном бюро
Общеизвестность бренда - вершина пути. А начать этот путь можно с регистрации товарного знака. Очень рекомендую пройти этот сложный многоэтапный процесс рука об руку с экспертом. Например, с федеральным патентным бюро “Железно”. Мы бесплатно проверим ваш знак на возможность регистрации и подберем классы МКТУ. Официальный срок регистрации Роспатента — 18,5 месяцев, а с нами — 3-6 месяцев. При помощи наших специалистов успешно проходят регистрацию 97% брендов. В остальных случаях мы возвращаем деньги за свои услуги или регистрируем новый знак бесплатно.
Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Пишите в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.