Три обидные ошибки при подаче заявки на товарный знак: как подать заявку и не попасть впросак

Я слишком часто вижу три обидные ошибки заявителей, которые мешают им защитить свой бренд. Пора это исправлять: покажу на примерах и расскажу, что с этим делать.

Три обидные ошибки при подаче заявки на товарный знак: как подать заявку и не попасть впросак

Первая ошибка: недооценка рисков противопоставлений

При самостоятельной подаче заявки очень сложно правильно оценить риски. Это правда непросто: в этой сфере много неочевидных деталей.

Например, тут может показаться, что слово "спрятали". Как бы и не мёд уже, а так, наклонные линии. Визуально товарные знаки, действительно, отличаются довольно сильно. Но вот слово "мёд" произносится одинаково, значит слово одно и то же. А потому при регистрации этого товарного знака более ранний "мёд" точно противопоставят (важно отметить, что знаки заявлены для одной группы товаров).

Три обидные ошибки при подаче заявки на товарный знак: как подать заявку и не попасть впросак

Что стоит знать: при оценке сходства есть три критерия: как слова звучат на слух (фонетика); какой смысл слов (семантика); как выглядят (графика). Если совпадает хотя бы один критерий - знаки скорее всего сходны.

Вторая ошибка: указать лишнее на знаке

Самое важное, что нужно понимать в этом вопросе: от выбора варианта для регистрации товарного знака зависит объем его охраны.

Товарный знак защищается так, как он зарегистрирован, в целом. Поэтому точно не стоит указывать много всего лишнего, как в этих примерах.

Три обидные ошибки при подаче заявки на товарный знак: как подать заявку и не попасть впросак

Что стоит знать: добавить в заявку побольше всего - плохая идея. Заявку стоит подавать в том виде, как товарный знак будет использоваться.

Иногда лишние элементы могут привести к отказу в регистрации. Иногда можно получить бесполезный товарный знак, который будет уязвим для претензий и не будет защищать бренд.

Третья ошибка: не учесть описательность

Все слова на товарных знаках делятся на две группы: 1) оригинальные, охраняемые элементы и 2) описательные, общеупотребимые.

Например, знак "Магазин Аленушка". Аленушка - оригинальное, охраняемое слово. Магазин - описательное, общеупотребимое для таких услуг.

Оригинальные слова и изображения должны занимать 50-60% площади товарного знака и больше. Описательные элементы не должны доминировать на знаке или вообще быть единственным, что есть на товарном знаке.

Ниже на картинке зачеркнуты описательные элементы. Из оригинальных только: "Е.Чё". В регистрации такого товарного знака может быть отказано. А достаточно было бы только изменить пропорции, добавить изображение или убрать описательные элементы (им все равно не предоставляется охрана).

Три обидные ошибки при подаче заявки на товарный знак: как подать заявку и не попасть впросак

Что стоит знать: на товарном знаке могут быть оригинальные и описательные элементы. Описательные не должны доминировать. А вообще, лучше без них: им все равно не предоставляется правовая охрана.

Про еще одну важную и частую ошибку рассказала тут в телеграм канале. В целом, там много интересного про товарные знаки и интеллектуальную собственность на примерах из практики, заглядывайте:

Все заявки для поста из открытого реестра товарных знаков и используются только в целях иллюстрации тезисов, не для критики конкретных решений заявителей.

Начать дискуссию