Запуск сайта и продвижение онлайн в 2025 году: требования для владельцев веб-ресурсов
Рассказываем, без каких документов сайту компании нельзя работать.
Сайт помогает привлекать клиентов, повышать узнаваемость бренда и увеличивать продажи. Однако важно помнить, что вместе с возможностями приходят и риски. Ошибки при создании сайта могут привести к неприятным последствиям – начиная от претензий со стороны конкурентов и заканчивая штрафами от государственных органов. Составили гайд для владельцев веб-ресурсов с основными правилами, которые помогут запустить сайт и продвигать его в 2025 году.
Содержание:
Какие документы должны быть на сайте в 2025 году
Эти пункты рекомендуем проверить как на уже существующем ресурсе, так и при запуске нового сайта.
Политика обработки персональных данных
Ее должен содержать любой сайт, собирающий личные данные пользователей. Это информация, по которой можно идентифицировать человека, например, фио, email, номер телефона, адрес доставки.
Если на сайте есть личный кабинет, формы регистрации, подписки на рассылку, формы для обратной связи — политика обязательна. В ней владелец веб-ресурса разъясняет пользователям, как собирают их данные, какими способами и в каком объеме обрабатывают, и главное — для каких целей.
Политику размещают на отдельной странице, а ссылку на нее добавляют, как правило, в подвал сайта, чтобы каждый человек мог ознакомиться с ней. Документ должен содержать цели и способы обработки, ссылку на сайт и название организации или ФИО предпринимателя, владельца ресурса. Составлять документ с нуля не обязательно — можно взять шаблон на сайте Роскомнадзора или воспользоваться конструкторами политики обработки персональных данных.
Если пользователь при работе с сайтом указывает свои персональные данные, вам необходимо получить от него согласие на дальнейшие действия с ними. Это согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным.
Помимо самой политики есть ряд условий обработки персональных данных для сайта. Вам необходимо:
- Установить защищенный протокол передачи персональных данных на сайте (SSL-сертификат). SSL — это стандарт безопасности для обмена данными между сайтом и пользователем. Он обеспечивает зашифрованное соединение, которое защищает трафик, не давая перехватить его и использовать оставленные на сайте персональные данные в мошеннических целях.
- Уведомить Роскомнадзор, что вы собираете персональные данные. Сделать это можно через специальную форму. В некоторых случаях уведомлять Роскомнадзор не обязательно. Например, если обработку производят вручную или для государственных информационных систем.
Обратите внимание, что хранение и обработку данных российских пользователей можно осуществлять только на территории РФ. Поэтому компании должны обеспечить хранение баз данных на серверах в отечественных ЦОД. При заполнении уведомления в Роскомнадзор предприниматель должен указать ЦОД, где размещены базы данных клиентов РФ. Кроме того, необходимо уведомить РКН о применении зарубежных сервисов, например, Google Analytics или Trello, так как это является трансграничной передачей данных.
Пользовательское соглашение
Это основной документ, который регулирует отношения между владельцем сайта и пользователями. Он определяет правила пользования сайтом, ответственность сторон, порядок разрешения споров и многое другое.
Пользовательское соглашение помогает защитить бизнес от возможных претензий и недоразумений, а также защищает авторские права и ограничивает ответственность владельца. Например, риелторское агентство разместило на сайте калькулятор для примерного расчета ипотеки — в соглашении нужно прописать, что расчет не окончательный и пользователь не вправе требовать указанной суммы, так как риелтор не может повлиять на решение банка и застройщика.
Чтобы предотвратить плагиат, в соглашении также указывают правила использования контента. Например, запрет на копирование статьи.
Размещают пользовательское соглашение также на отдельной странице или в формате PDF-документа, а ссылку на него — на любом заметном месте на сайте, как правило, в подвале. За отсутствие этого документа не назначены штрафы, но соглашение поможет избежать разночтений и споров с клиентами.
Дисклеймер о применении рекомендательных технологий и сборе cookie
Отдельно нужно уведомлять пользователей о применении рекомендательных технологий и сборе куки-файлов.
Куки — это информация о действиях пользователей на сайте, которую сайты собирают с помощью браузера. Владельцы веб-ресурсов не обязаны уведомлять о сборе куки, но в некоторых случаях их приравнивают к персональным данным, а значит, необходимо разместить стандартное предупреждение на сайте.
Рекомендательные алгоритмы — это программы и сервисы, которые анализируют действия пользователей и предлагают на их основе продукты или услуги, интересные пользователю. Например, интернет-магазины могут предлагать продукты, которые могут подойти клиенту, а музыкальные сервисы — советовать музыку на основе предпочтений.
С 2023 года применение рекомендательных систем регулируется законом, и сайты обязаны уведомлять об этом пользователей — разместить плашку или баннер с информацией. Также нужно создать отдельный документ о правилах применения рекомендательных технологий.
Дополнительные требования для интернет-магазинов и коммерческих сайтов
Оферта
Это документ, содержащий условия продажи товаров или услуг через интернет-магазин. Он определяет права и обязанности сторон по договору и иные существенные условия предстоящей сделки.
Оферту размещают на сайтах интернет-магазинов и платных сервисах, где клиент заключает сделку. На информационных ресурсах она не нужна. В документе указывают название компании, ИП или ФИО самозанятого, а также условия заказа, оплаты доставки, отмены и возврата.
Реквизиты компании
Согласно закону «О защите прав потребителей» на сайтах, включая визитки и рекламные лендинги, должны размещаться реквизиты компании. А именно:
- наименование юридического лица или ФИО самозанятого;
- ОГРН компании, ОГРНИП или ИНН самозанятого;
- электронная почта и адрес для получения корреспонденции.
Указать их можно в разделе «О компании» или в футере сайта.
Соблюдение авторских прав
Если вы запускаете сайт с нуля, перед приемкой убедитесь, что его дизайн не скопирован с другого ресурса. Недобросовестные исполнители могут использовать чужой дизайн, а владелец такого ресурса рискует получить претензию о нарушении чужих интеллектуальных прав.
Чтобы избежать проблем, включайте в договор пункты о том, что разработчик гарантирует, что созданный сайт не нарушает права исключительные третьих лиц.
Если вы размещаете на сайте фото и видео с фотостоков, убедитесь, что лицензия разрешает любое использование.
Требования к продвижению
При запуске рекламы учитывайте, что все промоматериалы нужно маркировать уникальными токенами и вносить в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через посредников, операторов рекламных данных (ОРД). Это касается как рекламы на сайте, так и в соцсетях.
Закон о маркировке вступил в силу 1 сентября 2022 года. Согласно документу, вся интернет-реклама теперь учитывается в ЕРИР, а креативы должны помечаться отметкой «реклама» и специальным идентификатором — токеном.
На отправку отчета у рекламодателя есть 30 дней, следующих за месяцем размещения объявления. В это время нужно передать в ОРД акты со статистикой, сроками размещения и расходами. Это касается и длительных рекламных кампаний.
Кроме того, с 2025 года в Едином реестре рекламы появился еще один пункт — ККТУ, классификатор категорий товаров и услуг. Он заменяет общероссийский идентификатор ОКВЭД.
А если вы рекламируете у себя на сайте товары и услуги, то с 1 апреля обязаны отчислять долю дохода — 3% от продажи рекламы. Изменения касаются всех, кроме СМИ, федеральных телеканалов и информагентств.
Читайте еще:
- За что могут заблокировать сайт и как быть, если это случилось
- Безопасность корпоративной почты: зачем и как защищать почтовый сервер от киберугроз
- Как выбрать SSL-сертификат для сайта в 2024 году: какие есть варианты зарубежных и отечественных сертификатов
- Перезапустили бонусную программу: рассказываем, что изменилось и как с ней зарабатывать