Социальный бизнес: правовое регулирование и особенности оформления
Может быть, ваш бизнес - социальный? Проверьте. Собрали главное о правовом регулировании и документальном оформлении социального предпринимательства.
Одна десятая всех действующих сегодня социальных предприятий была открыта в течение 2024 года и в начале 2025. В некоторых регионах они появились впервые, для некоторых предпринимателей это начинание стало первым бизнес-опытом. Новые компании и стартапы — это, безусловно, хорошо. Однако в любом бизнесе, включая социальный, важно не ошибиться с оформлением регламентирующих документов.
Какой закон регулирует социальный бизнес
Официально определение социального предпринимательства в России содержится в федеральном законе № 245-ФЗ от 26 июля 2019 года. Он внес изменения в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Третья статья этого закона устанавливает для социального предпринимательства три критерия:
- предприятие стремится к достижению общественно полезных целей;
- предприятие решает социальные проблемы;
- предприятие осуществляет работу в соответствии со статьей 24.1 закона № 209-ФЗ (что это значит, поясним чуть ниже).
Восьмой пункт статьи определяет, что социальным предприятием может быть только малый или средний бизнес в виде юридического лица или ИП. Микробизнес законом отдельно не выделяется и относится к малому.
Что делает бизнес социальным
Часть первая статьи 24.1 закона определяет пять критериев, по которым бизнес может быть признан социальным:
- в компании трудоустроены представители социально уязвимых категорий;
- для этих людей производятся товары или оказываются услуги;
- предприятие продает товары, сделанные людьми из социально уязвимых категорий;
- предприятие существует в форме ИП (в любой сфере), и оно создано инвалидом, который работает без наемных сотрудников;
- предприятие помогает решать социальные проблемы.
При этом для соответствия первому критерию нужно, чтобы:
- к уязвимым категориям относилось не менее 50% сотрудников предприятия (не менее двух человек);
- на зарплаты сотрудников, представляющих социально уязвимые категории, приходилось не менее 25% фонда оплаты труда предприятия.
Закон устанавливает 11 уязвимых категорий населения: инвалиды, одинокие и многодетные родители, пенсионеры и предпенсионеры, выпускники детских домов не старше 23 лет, беженцы и вынужденные переселенцы, малоимущие, ветераны боевых действий и все нуждающиеся в социальном обслуживании.
Этим людям социальное предприятие может:
- предоставлять социально-бытовое обслуживание;
- оказывать медицинскую помощь и профессиональный уход;
- обеспечивать психологическую поддержку, помощь в социальной адаптации, социальное сопровождение;
- продавать или сдавать в аренду медицинскую и другую специализированную технику;
- организовывать оздоровление и отдых.
Социальным не может быть предприятие, продающее подакцизные товары: этиловый спирт и его производные, табачную продукцию, легковые машины и топливо для них.
Решение социальных проблем предполагает широкий спектр направлений. Например, создание учреждений детского образования, поддержку материнства и детства, организацию культурно-просветительской деятельности, в том числе — для людей с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Регионы могут устанавливать дополнительные категории граждан и виды деятельности, как указано во второй части статьи 24.1.
Первые шаги
Чтобы зарегистрировать собственный социальный бизнес, необходимо предпринять следующие шаги:
- Выбрать сферу деятельности, организационно-правовую форму и основания, по которым бизнес могут признать социальным.
- Открыть предприятие и зарегистрировать его в налоговой инспекции. В одной из статей мы рассказывали, где найти деньги на запуск такого проекта, если для старта нужны вложения.
- Подать заявление в уполномоченный орган о признании бизнеса социальным, приложить подтверждающие документы.
- Получить соответствующее решение уполномоченного органа.
Порядок признания бизнеса социальным определен приказом Министерства экономического развития от 29 ноября 2019 года № 773. Уполномоченный орган — это региональное министерство (управление, департамент, комитет) в сфере экономического развития и инвестиционной политики.
В каждом регионе при таком ведомстве создан центр «Мой бизнес». В структуре этого учреждения действует Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Именно он рассматривает поступающие заявки и присваивает заявителям статус социальных предпринимателей.
Статус социального предприятия продлевается ежегодно. Заявка и необходимые документы подаются до 1 июня.
Как доказать социальность
Набор подтверждающих документов различается в зависимости от оснований признания бизнеса социальным. Например, при трудоустройстве граждан из уязвимых категорий предусмотрен следующий список:
- копия актуального штатного расписания компании;
- копии трудовых договоров с работниками из социально уязвимых категорий;
- копии документов, подтверждающих, что эти работники относятся к уязвимым категориям населения;
- согласие работников на обработку персональных данных;
- сведения о численности и заработной плате этих работников.
Региональные власти могут установить список дополнительных документов. Индивидуальному предпринимателю-инвалиду достаточно представить копию справки, подтверждающей присвоение категории инвалидности.
Образцы всех документов, включая рекомендуемый бланк заявления, приложены к приказу Минэкономразвития. Срок рассмотрения заявки — до 30 рабочих дней.
Решение о признании бизнеса социальным придет по адресу электронной почты, указанному в заявлении. В карточке ИП или юрлица в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы появится запись «является социальным предприятием».
В какой форме можно открыть социальный бизнес
Социальным бизнесом может заниматься:
- физическое лицо в статусе индивидуального предпринимателя (ИП);
- юридическое лицо в виде товарищества, хозяйства, кооператива, общества (акционерного или с ограниченной ответственностью).
ИП и юридические лица с годовой выручкой до 150 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек могут использовать упрощенную систему налогообложения (УСН):
- 6% с доходов предприятия;
- 15% на разницу доходов и расходов;
Также для ИП возможна патентная система (ПСН) со ставкой 6% с законодательно установленной величины дохода.
Часть 1.1 части 4 закона № 209-ФЗ утверждает, что социальный бизнес может относиться к одному из трех форматов:
- микробизнес (по закону — разновидность малого): до 15 человек в штате, до 120 млн рублей годового дохода;
- малый бизнес: от 16 до 100 человек в штате, до 800 млн годового дохода;
- средний бизнес: от 101 до 250 человек в штате, до 2 млрд дохода в год.
Скорее всего, на старте социальное предприятие будет относиться к микробизнесу.