«У иностранцев начали отбирать бренды в России»: что на самом деле случилось с Ericsson и что это теперь значит для нас с вами
Вчерашнее утро началось с громких заголовков. Сегодня разберемся, что реально произошло и где ошиблись журналисты.
Можно ли теперь забрать иностранный бренд себе и где встать в очередь за Apple, если да — смотрим, чем на практике пригодится эта история нашим предпринимателям.
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».
Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Первое впечатление от таких заголовков: «Жесть, в России отбирают бренды у иностранцев. Неужели по всей стране началось?»
Ну как вам сказать. Давайте разбираться.
Три главные вещи, которые нужно знать, перед тем, как читать такие новости — матчасть за 15 секунд
1. Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
2. Чтобы легально продавать товары под каким-то брендом, нужно или самому быть правообладателем, или получить разрешение от правообладателя.
Если этого не сделать, есть риск попасть на многомиллионные взыскания, блокировки, утилизацию товаров, а иногда и под уголовное дело.
3. Каждая страна ведет свой реестр товарных знаков. Российские знаки действуют в России, шведские — в Швеции.
Если шведы хотят стать владельцами бренда в России, шведы подают заявление в Роспатент и регистрируют себе российский товарный знак.
Могут иностранцы потерять свои бренды или нет
Еще в апреле 2022 года я писал про судьбу иностранных брендов в России.
Тогда многим казалось, что бренды иностранцев в России перестали защищаться. Некоторые предприниматели даже пытались зарегистрировать всякие «Кока-Колы» и «Макдональдсы» на себя.
Вот главные выводы и прогнозы того года:
- Ни одна иностранная компания не отказалась от своих российских знаков
- В России не появилось новых законов, которые отменили бы знаки иностранцев
- Российские суды продолжат защищать знаки иностранцев и взыскивать компенсации с нарушителей
- Заявки на «Макдональдсы» от посторонних компаний получат свои отказы от Роспатента.
- Реальный риск потерять бренд у ушедших иностранцев появится только в 2025 году
На деле всё так и получилось.
Иностранцы писали громкие слова в медиа, но в Роспатент никто с заявлениями об отказе от прав не приходил. Их знаки продолжили охраняться как и раньше. Их юристы продолжали работать, суды защищали их права.
А мы с вами предвидели одну важную вещь.
По нашим законам через суд можно аннулировать товарный знак, который не используется в бизнесе больше трех лет.
Компания ушла с рынка в 2022 году?
2022+3=2025
Как иностранцы защищаются от потери своих брендов (и мы так можем)
В 2024 году иностранцы начали готовиться к искам по аннулированию их знаков.
Помните все эти новости типа «Санкции ВСЁ, иностранный бизнес возвращается в Россию — Coca-Cola подала новую заявку в Роспатент»?
Так вот причина этих заявок была не в санкциях и не в возврате.
Настоящая причина была такой: юристы иностранцев делали юридический трюк — подавали новые «страховочные» заявки в Роспатент. Про эту историю я тоже рассказывал тогда в отдельном посте.
Суть трюка вкратце: даже если основной знак в 2025 году аннулируют, то новая «страховочная» заявка 2024 года помешает кому-нибудь другому зарегистрировать их бренд на себя.
Мол, старый знак ты может и снесешь, но у меня есть новый — и что ты мне сделаешь?
Как развивались события в деле ERICSSON: краткая сводка
В 90-х и 00-х годах Эрикссон зарегистрировали много товарных знаков в России.
В 2022 году какой-то российский ИП попробовал зарегистрировать этот бренд на себя. Роспатент, естественно, отказал.
В 2024 году Ericsson подал новые «страховочные» заявки на свои товарные знаки: горизонтальный лого, вертикальный и черно-белую версию.
Сейчас, в 2025 году, суд по иску компании «Р-климат» частично аннулировал товарный знак Ericsson, как раз в связи с неиспользованием. Знак Ericsson больше не действует на устройства для нагрева и охлаждения.
Компания «Р-климат» подала свою заявку на регистрацию бренда Ericsson. Из всего перечня товаров Роспатент зарегистрировал им знак только на одежду (которая, наверное, не особо то им и нужна).
По кондиционерам и остальным товарам Роспатент уже дал «Р-климату» предварительный отказ, а шведская компания прислала протест против регистрации.
Где ошиблись журналисты, что не рассказали, а стоило бы?
Роспатент не передавал никому никакой бренд
На деле речь идет о том, что суд аннулировал знаки Ericsson на одни товары, а Роспатент совершенно правильно зарегистрировал новый знак Ericsson на другие товары.
Исходные знаки Ericsson как были у шведов, так и остались. Роспатент их никому не передавал.
(И да, на самом деле речь идет не про один знак, а целую серию).
Шведы проиграли суд не из-за политики, а из-за юридических недоработок
Все эти шок-новости звучат так, словно суды аннулируют знаки иностранцев, потому что они иностранцы. На деле это не так.
В деле Ericsson шведская компания должна была предоставить доказательства продажи кондиционеров за последние три года.
Вместо этого шведы дали документы на телеоборудование, а в суде пытались доказать, что кулеры это тоже почти типа как кондиционеры. Суд в решении дает несколько страниц очень даже обоснованной критики.
Документы без перевода на русский язык, фотографии без дат и другие «моменты». Не хочу душить вас юридическими подробностями, но скажу так: юридическую работу в этом деле точно можно было сделать иначе. И возможно суд бы не проиграли.
Российская компания не добилась желаемого и не факт, что добьется
Скорее всего производителю кондиционеров всё-таки нужен знак на кондиционеры.
Пока что российской компании зарегистрировали знак Ericsson только на одежду. Если вы хотите себе бренд «ЭрикСон» на одеяла и подушки — тоже пока свободно.
А вот на всю электронику, которой известен Ericsson, их знак продолжает действовать. Да, теперь без кондиционеров.
Однако «страховочные» заявки Ericsson сейчас на рассмотрении, и если Роспатент их одобрит, то «Р-климату» в итоге откажут и заветный знак на кондиционеры они не получат.
Да и вообще, у Роспатента есть несколько десятков оснований для отказа в регистрации товарного знака и заявка «Р-климата» рискует попасть как минимум на несколько из них.
На деле эта история еще не закончена — вот что будет дальше
По сути, сейчас «Р-климат» прошел только половину пути — чужой знак в нужной части аннулировал. Теперь впереди главное дело — регистрация собственного знака на кондиционеры.
Какое решение Роспатент примет по «страховочным» заявкам шведского Ericsson?
Что скажет Роспатент в ответ на заявку «Р-климат» на кондиционеры?
Кому в итоге достанется исключительное право на бренд Ericsson для кондиционеров?
Всё это мы узнаем дальше. Сериал намечается интересный. Споров таких будет много, «Эриксоном» все не закончится.
Однако, говорить сегодня «Роспатент впервые передал шведский бренд россиянам» — неправильно и рановато.
Три главных вывода из этой истории для нас с вами
1. Обязательно проверяйте свои названия и лого вовремя, регистрируйте товарные знаки
Пока в новостях пишут заходы в духе «в России разрешили маскироваться под чужие бренды», в судах идут тысячи дел против нарушителей.
Журналист не несет ответственности за ваш бизнес и деньги.
А на практике дела обстоят так: у иностранцев есть юристы, эти юристы ищут нарушителей и судятся с ними, чтобы взыскать компенсацию. Да и без иностранцев у нас российских правообладателей хватает.
Недавно я рассказывал, как в одном из дел мы защищались от иска на 6 000 000 рублей от американской компании. А в другом деле сами взыскали 5 000 000 рублей с нарушителя товарного знака на маркетплейсе и получили эти деньги.
Чтобы не попасть в суд за товарный знак — с вашим названием и лого стоит разобраться заранее.
2. Проверяйте, на что именно зарегистрирован ваш товарный знак
Товарный знак защищает не просто само по себе название, а использование этого названия для конкретных товаров и услуг. Например, кафе, одежда или IT-сервис.
Важно не только ЧТО зарегистрировано как товарный знак, но и НА ЧТО.
Я уже рассказывал историю, как одна девушка чуть не потеряла 30 миллионов рублей из-за юристов-обманщиков. У нее была музыкальная школа, а юрист ей зарегистрировал знак на услуги по аренде аквариумов.
Пикантная деталь вскрылась, когда появился настоящий правообладатель этого знака на образовательные услуги. Защитить ее в этой истории было очень непросто.
Весь сыр-бор в деле Ericsson тоже крутится не только вокруг самого названия, но и товаров, на которые этот знак зарегистрирован.
3. Аннулирование чужого знака — это реальный рабочий инструмент
У нас в стране уже под миллион зарегистрированных товарных знаков. Найти классное и свободное для регистрации название сложно, а попасть на чужое уже занятое — легче легкого.
Если вы придумали классное название, а потом оказалось, что оно уже занято — не спешите менять название и бизнес-планы. Вполне возможно, что мешающий знак можно аннулировать.
Неиспользование знака как в деле Ericsson — это только один из способов убрать мешающий товарный знак. В практике есть и другие.
Если статья была полезной — ставьте лайк и напишите что-нибудь хорошее в комментариях.
А в следующих постах я расскажу, как мы аннулировали товарный знак украинской компании и что было спрятано в конверте, который пришел нам из Киева.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели:
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.