Альфа-Банк ввел комиссию за снятие наличных с кредитки — клиент оспорил это и даже взыскал компенсацию

Ситуация с изменением банками условий и тарифов — это не редкость. С этим столкнулся и герой этой истории: банк односторонне повысил комиссии, что и стало поводом для судебного разбирательства. Пришлось судиться два года, но результат того стоил.

Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Что случилось?

Гражданин Б. с сентября 2021 года активно использовал кредитную карту одного известного красного банка. Особенно он был доволен тем, что мог снимать до 50 тысяч рублей наличными без комиссии.

Однако в марте 2022 года банк в одностороннем порядке ввел комиссию на снятие любой суммы наличных: 5,9 % от суммы плюс 900 рублей за каждую операцию.

Новые тарифы были размещены на сайте банка, а также разосланы уведомления в личные кабинеты и по электронной почте всем клиентам.

Но Б. не согласился с такими изменениями и направил в банк претензию, указав, что не давал согласия на изменение тарифов, и потребовал отменить комиссию. Банк, само собой, ничего не отменил.

После этого Б. обратился в суд с требованием не только отменить комиссию, но и взыскать с банка потребительский штраф и компенсацию морального вреда.

Что решили суды?

Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска. Дело в том, что по договору банковского обслуживания банк имел право изменять тарифы (в том числе повышать, понижать или вводить новые), главное – своевременно уведомлять об этом клиентов.

Апелляция и кассация поддержали это решение, отказав в жалобах. Причем апелляция еще и отметила: кредитная карта в первую очередь предназначена для безналичных расчетов, а снятие наличных — это дополнительная услуга, которую банк имеет право сделать возмездной.

Что сказал Верховный суд?

Банк, как профессиональный участник, злоупотребил своими правами.

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ, право на одностороннее изменение условий договора, если одна из сторон является субъектом предпринимательства — в данном случае банком — допускается только для клиента. А для противоположной стороны (самого банка) — только если это прямо предусмотрено законом.

Но действующим законодательством не предусмотрено право банков менять тарифы в одностороннем порядке, устанавливать иные размеры комиссий или вводить новые комиссии. Следовательно, пункты договора, на основании которых банк ввел комиссию (как и само повышение тарифов) следует считать ничтожными.

Все решения судов были отменены, и дело было направлено на новое рассмотрение (Определение Верховного суда по делу N 34-КГ24-1-К3).

Изучив дело заново, суд апелляционной инстанции признал, что клиент был прав: так как на момент заключения договора комиссии за снятие наличных до 50 тысяч рублей не было, то условие о комиссии за снятие любой суммы наличных, введенное банком в одностороннем порядке, является ничтожным.

Суд предписал банку вернуть клиенту старые условия договора, а также взыскал с банка в пользу Б. компенсацию морального вреда в размере 25 тысяч рублей и потребительский штраф в 12,5 тысяч рублей (Определение Мурманского областного суда по делу N 33-3065/2024).

Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Альфа-Банк ввел комиссию за снятие наличных с кредитки — клиент оспорил это и даже взыскал компенсацию
4
Начать дискуссию