3 совета современному бизнесмену
Я никого не удивлю, если скажу, что предпринимательская деятельность в нашей стране ведется на свой страх и риск (это не я придумал, а Гражданский кодекс РФ). Более того, от этого принципа стоит отталкиваться, когда фантазируете о том, кто прав, кто виноват, и кого за это как накажут.
P.S. Порой при судебном разбирательстве очень многие ожидания «простых смертных» рушатся от тезиса судьи «… наступили предпринимательские риски».
Так, на опыте нашей команды могу сказать, что понимание этих рисков для всех коммерческих организаций примерно одинаковое и в суде всем будет совершенно пофигу:
- вы стартапер с инновационными идеями, которые вершат мировой прогресс
- или ничем не примечательная ООО «Ромашка», занимающаяся совершенно стандартным и шаблонным бизнесом, не знающего слов agile, scrum, crm и так далее (к слову еще далеко не все судьи знают такие слова :).
Как сейчас помню, как в Петроградском районном суде г. СПб пытался приобщить в качестве доказательства переписку по WhatsApp, где противоположная сторона буквально признавала нашу позицию, а тетушка судья, стряхивая со своих статных плечей пыль, отказала мне в приобщении со словами: «Знаю я эти ваши интернеты, вы там что угодно написать можете». Понятно. Без комментариев.
Итак ,в сухом остатке любой бизнес могут настичь «сюрпризы» в виде самых распространенных юридических конфликтов, связанных с:
- взысканием кредиторской/дебиторской задолженности
- проверками государственных структур и споров с ними
- трудовым вопросами
- последствиями легкомысленно-проведенной сделки
- защиты деловой репутации
- понесенными убытками
и др.
При этом стоит иметь ввиду, что современный бизнес (не весь) конечно имеет ряд отличительных черт по сравнению с устаревшими форматами. 21-ый век принес нам кучу новых тенденций, которые мы все больше внедряем в свою повседневную жизнь и это связано с повышенной диджитализацией, упрощением процессов, переходом в онлайн и тд. Таким образом судебная практика также идет вслед за развитием общества (пусть и не так быстро как хотелось бы) и мы постепенно можем увидеть, варианты защитить себя там, где раньше это казалось абсурдным. Так, лично мы уже сталкиваемся с делами и по плагиату программного кода для ЭВМ, и по защите деловой репутации из-за комментария в instagram, и доказываем выполнение тех или иных работ ссылаясь на данные в CRM-системе (про один такой кейс я писал ранее в статье по ссылке). Всего этого еще недавно и представить нельзя было. Это конечно круто. Прогресс есть, просто не надо его идеализировать, а стоит понимать, что ставку надо делать на знание реальной судебной практики, понимания какие нормы закона реально работают и как, а какие нет, а также чувствовать психологию судей. Это отдельная тема для разговора. Раскрою небольшой секрет, для победы в суде не надо знать все законы наизусть и быть ходячей энциклопедией. Есть и другие факторы естественного отбора в ходе эволюции. Вот в этом осведомлены очень немногие. Усатые дядечки в костюмах на несколько размеров больше себя, бравирующие своим опытом в кучу 10-ков лет еще при царе Горохе тут мало помогут. Мир изменился и не у всех получается быть на волне сумасшедшего ритма жизни, «в теме» и «в тренде». Айфоны вон каждый год новые выходят, не успел выложить крупную сумму денег на стол и почувствовать себя «крутым», как уже все, новый вышел, ты позади остался :)
Видя актуальные фишки делового мира и те проблемы с которыми сталкиваются предприниматели нового поколения, я могу сделать 3 практических юридических совета, которые помогут минимизировать риски.
1) Конкретно фиксируйте договоренности и сроки с заказчиками.
Куча проблем возникает в будущем из того, что кто-то что-то не так понял, на берегу не оговорили, где то было согласовано «на словах» и на «доверии», где то пункты договора читаются двусмысленно и каждый видит всё по разному.
Любую информацию можно разбить на факты, интерпретации и эмоции. И все это мешается между собой, когда контрагенты начинают потом доказывать свою правду. А ведь оба виноваты, как договорились, так теперь и расхлебываете. Так что фиксируйте как можно точнее и понятнее для всех, кто стороны по договору, какой предмет, какие сроки исполнения, какой порядок и размер оплаты, какая ответственность и прочие существенные вещи.
2) Заключайте NDA
Простыми словами — соглашение о конфиденциальности. Тема пришла к нам с Запада. Там работает давно и хорошо. Мы пока только осваиваем, практика пока неоднозначная, но с горем пополам работает, где то суммы компенсаций существенно занижаются, где то стороны заключают мировое соглашение, но это все явно лучше, чем ничего. Да и как психологическое давление на провинившегося хорошо заходит. Хоть какой-то, но рычаг воздействия, так как ноу-хау информации много, ресурсов для реализации идей все больше, глобализация вокруг на всю катушку, люди стали более свободолюбивые и гибкие, воевать стали больше идеями и интеллектом, нежели кулаками и шпагами.
Надо быть на чеку в общем. Мы своим клиентам внедряем NDA сплошь и рядом. Учтите, что для того, чтобы оно работало надо не только его грамотно составить ( с учетом того, что судей волнует), но и правильно внедрить в организацию, так как работать все это будет при соблюдении определенных условий и бумажек.
3) Изъясняйтесь простым и понятным языком
Каждому времени свойственны свои лексические особенности. Наш век информационных технологий не исключение. Кучу новых слов, за всем порой даже молодому поколению не уследить. Модные словечки входят в обиход так плотно, что люди даже подменяют оригинал. Это ни плохо, ни хорошо. Просто надо иметь ввиду.
Однако мы же все неудержимые и идем дальше, представители делового мира стали внедрять современный сленг в официальные документы. Вот тут надо быть осторожнее. Когда доходит до спора, судьи и наши законодательные акты не знают слова «кейс», « рандомный», «репост» и прочее.
Нам периодически приходится сталкиваться с тем, что приходится включать «переводчиков» в документах, которые нам присылают и редактировать их на понятный язык, во избежание дальнейших последствий. Так недавно проверяли документ, где было написано примерно следующее: "Исполнитель обязуется подбирать луки от ведущих байеров для размещения их в люксовых бутиках".
И это предмет договора. Представляю себе лицо судьи во время заседания и ее вопросы:
- «Подбирать лук? С пола что-ли? А что с редиской, зеленым салатом? Главное помыть всё это не забудьте»
- «Байеры это кто? Байкеры что ли?»
- «Люксовый бутик это какой? А какой не люксовый? Для меня может люксовый »Zara«, а для вас »Hermes". Что есть вообще бутик, а что не бутик? Какие критерии отбора?
- «Как я должна понять исполнила ли сторона свои обязательства, если я даже не могу понять сами обязательства и вытекающий отсюда диапазон необходимых действий?»
Смех и грех в общем.
Это лишь часть практических советов, которые я решил дать в данном материале, чтобы сильно не грузить вас. А то, ходят слухи, что сейчас во времена клипового мышления, ценится лаконичность, скорость и простота для восприятия;)
Выше придрика. Ничего нового, но в целом полезно - спасибо!
Мне вот интересно. Часто ругают судей, мол, ничё не понимают, работают тяп-ляп. Но ведь можно подать апелляцию в вышестоящую инстанцию? В каком-нибудь Верховном суде РФ уж более квалифицированные сидят, или нет? В чём тут проблема?
Вы. Думаете. Чем выше статус судьи тем он квалифицированнее? Это не в нашей стране. У нас, в большинстве случаях, чем выше судья - тем больше воска на лице!
Способы дальнейшей вашей защиты - это уже отдельная история. Я не говорю, что это нельзя. В данной статье я скорее акцентирую внимание на особенных моментах, чтобы читатель был к ним готов в стрессовых ситуациях и имел представление о всем многообразие нашей реальности)
"Видя актуальные фишки делового мира, я могу сделать 3 практических юридических совета"
вам бы стоило вычитывать свои тексты перед публикацией, ну или кому-то давать их рецензировать
а про WhatsApp - судья все правильно сделала. во-первых, ст. 67 ГПК, во-вторых эта переписка должна быть подтверждена обоими сторонами, либо сервисом передачи сообщений. вам бы как раз тут и дать совет предпринимателям активнее использовать почту с уведомлением о вручении и описью, использовать в договорах реальные адреса и реквизиты, но как-то нет (жаль).
“Видя актуальные фишки делового мира и те проблемы с которыми сталкиваются предприниматели нового поколения, я могу сделать 3 практических юридических совета, которые помогут минимизировать риски”
Перечитал этот абзац несколько раз и так и не понял, что вас тут стриггерило и что здесь надо рецензировать. Может конечно это у меня уже мозг не вывозит какой-то скрытый подтекст из-за предновогодней суеты. Буду стараться, что сказать 😅
По поводу переписки с whatsapp, обращаю внимание, что я не затрагиваю вопрос того, в какой форме я приобщал и как оформлял доказательство, поэтому не стоит додумывать историю. В каком виде я приобщаю, вроде, в статье не пишется. Речь идет о самом подходе судьи и ее риторике. Отрицать существование новых инструментов доказывания (в связи с прогрессом общества), как минимум странно. Вам так не кажется? На ваш взгляд переписки с whatsapp вообще не имеют место быть?
А про классические способы обмена корреспонденцией , про которые вы пишите, уже достаточно написано кучей моих коллег. Думаю такие банальности делового оборота практикующие предприниматели и без меня давно освоили)