Пришла претензия на товарный знак: что делать?
Одна из частых причин обращений в патентное бюро — ответ на претензию по поводу незаконного использования чужого товарного знака. Очень часто предприниматели нарушают чьи-то права неосознанно. Однако незнание, к сожалению, не освобождает от ответственности.
Что делать, когда с вас требуют немедленно прекратить использование бренда, изъять из продажи товар и выплатить компенсацию за нарушение прав? Расскажу на примере.
В патентное бюро “Железно” обратилась предпринимательница из Краснодара, владелица салона мебели SOFIA. К ней пришла претензия от правообладателя товарного знака с требованием прекратить незаконное использование обозначения и выплатить компенсацию 200 тысяч рублей.
Как понять, что претензия обоснована?
Первое, что нужно сделать, проверить, обоснована ли претензия. Она законна, если человек, который ее направил, является правообладателем товарного знака или имеет договор лицензии с владельцем знака. Также важно прояснить еще три момента:
- другая компания действительно использует бренд, а не пытается заработать на своем праве;
- знаки похожи до степени смешения;
- бренды используются в похожих сферах деятельности;
- вы используете бренд для заработка.
В случае с брендом SOFIA претензия оказалась абсолютно правомерной. И первое, что мы порекомендовали нашему клиенту, это как можно быстрее снять вывески, наружную рекламу с упоминанием бренда, а также удалить название салона или видоизменить его на просторах Интернета – на сайте мебельного салона и в социальных сетях. Если этого не сделать, сумма компенсации будет увеличиваться с каждым днем.
Как правильно отвечать на претензию
Когда претензия обоснована, нужно пойти на переговоры, чтобы не платить компенсацию или уменьшить ее размер. Для этого нужно грамотно составить ответ, в котором следует честно признать ошибку.
Нужно дать понять, что вы готовы выплатить компенсацию, а если сумма кажется завышенной, обсудить ее снижение. В случае с нашим клиентом мы составили ответное письмо и приложили доказательства, что в кратчайшие сроки выполнили требование о прекращении использования бренда SOFIA. Нам удалось снизить сумму компенсации в два раза.
Ни в коем случае не игнорируйте претензию! Если дело дойдет до суда, вы рискуете заплатить намного больше. По закону, компенсация может составить от 10 тысяч до 5 млн рублей, двукратный размер стоимости товара или стоимости права использования. На практике, когда в расчет берется упущенная выгода правообладателя, сумма компенсации может исчисляться десятками миллионов рублей.
Что еще можно сделать? Например, договориться о заключении договора лицензии на “аренду” бренда. Этот вариант подойдет, когда у вас на складе еще много товара и вы хотите его продать под тем же брендом. Не забудьте зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте, это обязательная процедура. Иначе предоставление права использования будет считаться несостоявшимся.
Аннулировать знак конкурента
Можно пойти еще одним путем. Если товарный знак правообладателя, который обратился к вам с претензией, был зарегистрирован с нарушениями, попытайтесь его аннулировать и подать заявку на свой знак.
Аннулировать товарный знак можно:
- По фирменному наименованию. Если ваша компания работала до подачи заявки конкурентом, вы можете оспорить знак за сходство с фирменным наименованием. Фирменное наименование — это название компании, которое вы указали при регистрации в налоговой. Для доказательства понадобятся документы, подтверждающие вашу деятельность до даты подачи заявки.
- По авторскому праву. Если конкурент зарегистрировал знак, похожий на название вашей книги или логотип, вы можете обратиться в Палату по патентным спорам. Учтите, что авторское право придется доказать.
- Из-за недобросовестной конкуренции. Если конкурент получил знак с целью навредить конкурентам, можно обратиться в Суд по интеллектуальным правам или Федеральную антимонопольную службу.
- Из-за неиспользования. Если конкурент не использует знак три года, вы можете его аннулировать и зарегистрировать на себя.
Претензия пришла через маркетплейс
Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда вы — селлер. Если правообладатель пожаловался на вас через Цифровой арбитраж Wildberries или техподдержку Ozon, нужно ответить ему максимально оперативно. Ведь маркетплейс временно блокирует карточки товаров, если получает жалобу от правообладателя знака.
Если вы не согласны с претензией и вам не кажется, что ваши бренды похожи, обратитесь к патентному поверенному. Он напишет заключение для маркетплейса, ведь сотрудники площадки сами не решают, есть ли нарушение. Они ждут доказательства от сторон. Если поверенный напишет, что знаки не похожи, ваши карточки разблокируют. О таком случае из практики патентного бюро “Железно” я недавно писала.
Если нарушение действительно есть и бренды похожи, лучше поговорить с владельцем знака. Постарайтесь урегулировать спор мирно, чтобы избежать суда и убытков.
Какой бы путь вы не выбрали, в любом случае, отвечать на претензию лучше с помощью профессионалов. С любым вопросом по этой проблематике вы можете обратиться к специалистам федерального патентного бюро “Железно”. Мы грамотно оценим ситуацию, выясним, являются ли требования законно обоснованными, поможем составить ответ на претензию и минимизировать финансовые потери. А самое главное — зарегистрируем ваш товарный знак. Имея свидетельство на руках, вы и ваш бизнес будете под защитой.
Если вам нужна консультация по вопросам защиты интеллектуальной собственности, оставьте заявку на сайте, в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.