С помощью НЦС определить стоимость инвестиционных проектов можно. Но это неточно
Можно ли с помощью укрупненных нормативов цены строительства (НЦС) точно определить стоимость инвестиционных проектов?
Нормативно-правовые акты ограничивают применение НЦС для планирования инвестиций, по крайней мере, для электросетевых компаний. Поясню почему.
1 Инвестиционные программы электросетевых компаний на 8-35% состоят из проектов технологического присоединения. Значительная часть стоимости таких проектов относится к расширению существующих объектов: увеличению трансформаторной мощности, строительству ячеек выключателей и прочее. В соответствии же с Методикой Минстроя показатели разрабатываются только для нового строительства.
2 Существенную часть стоимости линейных объектов составляют затраты, которые НЦС не включают:
▫ строительство временных сооружений: лежневых дорог, съездов с автодороги общего пользования, переездов через ручьи, укрепление мостов, устройство тракторных проездов;
▫ прочие работы: лесовосстановление, разработка документации по планировке территории и др.
3 Инвестиционные проекты строительства электрических подстанций характеризуются большой вариативностью решений. Например, на ПС 220 кВ может быть предусмотрена установка 1, 2, 3, 4 и более трансформаторов. Каждый из них может различаться:
▫ мощностью: от 6,3 МВА до 125 МВА;
▫ типом: двухобмоточный, трехобмоточный, автотрансформатор, трансформатор с расщепленной обмоткой низкого напряжения;
▫ номиналом низкого и среднего напряжения: 6, 10, 20, 35, 110 кВ.
Сами подстанции различаются:
▫ по типу: закрытые ПС, открытые ПС;
▫ по схеме;
▫ по стороне: ВН, СН, НН;
▫ по количеству присоединений на стороне ВН, СН, НН.
Перечисленные параметры в соответствии с действующей методикой приводят к разработке нескольких тысяч показателей только для ПС 220 кВ. А ведь это далеко не все возможные варианты решений при строительстве ПС.
Таким образом, запланировать средства на реализацию инвестиционной программы с помощью НЦС можно, но не по всем инвестиционным проектам и не полностью, что автоматически снижает ценность НЦС для инвестиционного планирования.
Предыдущая версия методики, утвержденная приказом № 69/пр от 07.02.2017, позволяла дополнительно разрабатывать и применять укрупненные нормативы цены конструктивных решений (НЦКР). Это помогало точнее считать стоимость инвестиционных проектов и покрыть более полный диапазон возможных решений. К сожалению, Приказ Минстроя №1548/пр от 15.11.2017 отменил действие предыдущей методики, а вместе с этим возможность расчета и применения НЦКР.
Сейчас законодательство допускает использование для целей инвестиционного планирования и другую ценовую информацию. Например, расчеты по объектам-аналогам. При этом нет нормативно-правовых актов, которые устанавливали бы требования к таким расчетам.
Чтобы добиться единообразия и точности расчетов на основе объектов-аналогов, целесообразно стандартизировать порядок расчетов и закрепить перечень объектов внутренним документом для каждой электросетевой компании.
Эксперт отрасли электроэнергетики, создатель ООО «МЦР»