Как выбрать курс или честный инфопродукт

Меня зовут Катя Канева, я патентный поверенный РФ № 1685, судебный юрист, консультант по управлению и коуч ICF.

Как выбрать курс или честный инфопродукт

В интернете множество различных обучающих курсов: как сделать макияж, как построить бизнес, как заработать миллион и т.д. Но у инфопродуктов есть свой секрет – о них ничего не узнаешь наверняка, пока их не пройдешь. Отзывы, к сожалению, не всегда отражают действительность. Иногда их покупают.

Как выбрать курс или честный инфопродукт

Для тех, кто задумывается о регистрации товарного знака для своих инфопродуктов – бонус – мой иллюстрированный табу-лист поможет с выбором!

T; DR: Часто курсы выпускают знатоки, которые только думают, что всему научились. Но на самом деле их знания поверхностные и не подкреплены практикой. А теперь только представьте — вы берете курс и проверяете качество как в программе Честный ЗНАК. Как думаете, такое возможно? Поговорим об этом подробнее.

Что происходит на рынке инфопродуктов?

Ежеквартально Smart Ranking составляет рейтинг крупнейших компаний в сфере онлайн-образования. По их статистике даже ослабление мер, связанных с пандемией, и частичное возвращение людей в привычную сферу офлайн-обучения никак не отразились на крупных игроках.

Если рассматривать рынок онлайн-образования в целом, то сегодня качество инфопродуктов оставляет желать лучшего. Часто это просто красивая обложка с бесполезной или абсурдной информацией. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция сокращения времени записи уроков — от традиционных 60 минут до 5-10 минут, с акцентом на экономию вашего времени.

Как выбрать курс или честный инфопродукт

Качественный инфопродукт, наоборот, приносит пользу: развивает в покупателе те или иные способности, подсказывает работающие схемы или помогает исправить недостатки. Создатель курса обладает практическим опытом. В результате обучения остаются инструменты или перечень шагов, которые нужно совершить, чтобы прийти к цели. Спикер – это профессионал в своем деле, достигший определенной известности и успеха в своих кругах.

Какие признаки нам подсказывают, что перед нами продавец воздуха?

1. Отсутствие реальных навыков и успехов у того, кто продает курс. Есть такие, кто только что сам закончил обучение и уже на основе его создал своё. Таким образом, на выходе мы получаем в лучшем случае результат клонирования подобного курса. Или те, кто решил заработать в моменте. Создали поверхностный инфопродукт, куда добавили толику полезности. Ну так, чтобы совсем уж не скомпрометировать себя.

2. Обещание быстрого успеха: похудеть за неделю на 10 кг или заработать миллион за месяц. Это нереально. Для здоровья полезно худеть медленно. Миллион сразу? Кто же не хочет? Вряд ли, правда, получится. Кроме жульнических схем.

3. Можно ли понять, из чего состоит курс? Есть ли там видео, прямые эфиры или мастермайнды? Как выстроена обратная связь от участников?

4. Представьте, что вы создали свой курс. Стали бы его продавать за 450 рублей? Думаю, что минимум поставили бы 1000, а вероятнее всего, не менее 3000 рублей за него.

5. Позитивное мышление, конечно, важно. Но оно не работает без определенных цепочек действий. Лежа на диване, визуализируя цель и совершая только передвижения до холодильника и обратно, вряд ли получите результат. Даже если будете медитировать. Даже если целый день. Так это не работает!

6. Тексты с ошибками, но профессиональные фото на дорогих машинах. Обязательно рука с трендовыми часами на руле. Без этого никто не поверит в успешный успех.

7. Навык публичных выступлений важен. Активная жестикуляция, правильные паузы и интонации делают подачу материала нескучной. Но этого недостаточно.

8. Фотографии с известными людьми или упоминание знаменитых фамилий не всегда подтверждают факт близкого знакомства. Возможно, это случайные встречи. А упоминания тесных отношений с блогерами-миллионниками не совсем верно отражают действительность и всего лишь придают некую значимость фигуре спикера.

А давайте придумаем систему проверки инфопродуктов и назовем ее Честный КУРС!

Как вам моя идея? Поддерживаете?

Чтобы оценить качество, нам придется:

  • Собрать материал, предположения, догадки.
  • Сформулировать предварительный ответ и решение.
  • Опровергнуть гипотезы, оказавшиеся несостоятельными, и заменить на достоверные.
  • Проверить выводы на практике.

Итак, собираем фактуру

За основу возьмем отзывы о курсах и посмотрим, что чаще всего пишут недовольные клиенты. Ответы можно обобщить по следующим критериям:

  • Материал хороший, организация курса — нет: в чатах бардак, каждый пишет, что хочет. Заявленные сроки не соблюдаются.
  • Вся представленная информация есть бесплатно на просторах интернета, даже в большем и более доступном варианте. Упаковка унылая, досматривать желания нет.
  • В уроках вода. Материал не структурирован.
  • Курс устарел.
  • Нет подробного объяснения, в итоге приходится самой изучать. Инфопродукт рассчитан на профи, для новичков не подходит. Но об этом не было заявлено изначально.
  • Неграмотная речь выступающих лиц.
  • Уроки постоянно переносятся. В результате может оказаться, что вы купили методичку.
  • Обещают сертификат или работу у блогера. По факту этого нет.

Итак, формулируем и тестируем гипотезы проверки качества

Если мы обобщим признаки, по которым можно узнать продавца воздуха и недовольство клиентов курсами, получается, что заранее нам нужно понять:

  • Подходит ли инфопродукт по уровню подготовки.
  • Есть ли смысловая наполненность курса, будет ли он полезен. Или это копипаст и курс собран из бесплатных материалов без практического опыта спикера.
  • Насколько интересно упакован инфопродукт, появится ли желание его пройти до конца.

Что же нам поможет прояснить эти моменты?

В ходе нашего исследования будем опираться на гипотезы:

  1. Возможность задавать вопросы до покупки курса менеджерам по продажам или организатору.
  2. Просмотр бесплатных вебинаров или уроков перед покупкой курсов, чтобы выяснить манеру общения, стиль подачи материала, понять, есть ли польза в изложенной информации.
  3. Нахождение в рейтинге онлайн-школ или инфопродуктов.
  4. Анализ отзывов о курсе.
  5. Юридическое оформление курса. На этом пункте остановимся подробнее.

Легализация инфопродуктов

Если ваши инфопродукты продаются с какой-либо периодичностью и приносят регулярный доход, то это предпринимательская деятельность (требует юридического оформления на основании Письма ФНС № ЕД-3-3/412 от 08.02.2013). Размер и обороты не так важны, как сам факт бизнеса. Можно не иметь сайта, но если деньги ежемесячно поступают на счет, то деятельность могут признать предпринимательской.

Причем налоговая не скрывает, что проводит регулярные проверки выявления нелегальных бизнесменов.

Чем грозит работа без уплаты налогов?

Согласно ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КоАП РФ) штраф предусмотрен небольшой – до 2000 рублей. Но если доход от незаконного предпринимательства превысит 2,25 миллиона или бизнес нанесет кому-нибудь ущерб на такую сумму, то предусмотрена уголовная ответственность на основании ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Ок, понятно. Что делать?

  • Если доход до 2,4 миллиона в год, то можно оформить самозанятость. Если больше, то – ИП или фирму.
  • Понадобится счет в банке, потому что у инфобизнеса появятся онлайн-продажи. Возможно, нужен бухгалтер и онлайн-касса.
  • Лицензия необходима для образовательных услуг. Для ИП без сотрудников она не требуется. Информационные и консультационные услуги не лицензируются.
  • О том, как сохранить свою интеллектуальную собственность, я подробно рассказала в статье «Как защитить курс от слива в 2021 году». Напомню, что есть два основных инструмента:
  1. товарный знак (охрана бренда);
  2. исключительные и авторские права (защищают сам курс в объективной форме и его элементы).
  • 1 июня 2021 года вступили в силу поправки к ФЗ «Об образовании». Нововведения в народе окрестили как Закон о просветительской деятельности. С одной стороны, он как раз выступает за ограничение распространения недостоверной информации в интернете. С другой – отдает контроль над онлайн-школами и всеми, кто подпадает под категорию просветителей, государству. Как и что будет происходить на практике — пока неясно. Постановление Правительства РФ, регулирующее применение закона, пока в проекте и должно быть доработано к 1 сентября 2021 года.
  • Если у вас есть сайт, то обязательно разместите:
  • Раздел «Политика конфиденциальности». Это оградит вас от штрафов и блокировки Роскомнадзора. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ запрещает собирать, хранить и обрабатывать любую информацию без согласия человека, по которой можно его опознать. За нарушения – штраф по ст. 13.11 КоАП РФ.
  • Публичная оферта. Это условия предложения товара или услуги. Зачастую претензии клиентов снимаются после прочтения документа. У них есть выбор – согласиться или нет. У вас – нет. Вы предлагаете свою услугу всем, поэтому отказаться сотрудничать с конкретным клиентом вы уже не сможете.

Как сегодня можно вернуть деньги за онлайн-курс?

Ст. 32 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» позволяет вам вернуть деньги.

Какие ситуации могут возникнуть:

  • вы по каким-то причинам решили отказаться от прохождения курса до его начала,
  • прошли курс.

Итак, рассмотрим первую ситуацию. До начала курса вы понимаете, что не будете его проходить. Возможно, изменился рабочий график или семейные обстоятельства не позволят вам осуществить задуманное. Вы направляете претензию организатору курса и получаете возврат в полном объеме.

Вторая ситуация делится на два возможных варианта.

Курс может быть качественным, но вы просто передумали его проходить до конца. В этом случае вы получите назад неполную сумму. Будут удержаны фактические расходы организатора.

Возврат денег за низкопробный курс осложняется необходимостью доказать, что он не соответствует заявленным критериям.

Какие факторы рассматриваются как доказательство некачественного курса?

  • Сократили время обучения.
  • Изменили направленность курса. Например, заявляли, что будут учить готовить десерты. А стали обучать приготовлению супов.
  • Без вашего ведома изменили график обучения.
  • Низкое качество преподавания. Это, пожалуй, самый сложный пункт для сбора доказательств.
  • Деструктивное поведение сотрудников.
  • Устаревшие программы и материалы обучения.
  • Спикер не следует заявленной программе.
  • Преподаватель имеет классификацию ниже, чем та, что была прописана в договоре.

В этих случаях вы можете рассчитывать на возврат денег. В зависимости от каждой ситуации, она может быть полной или частичной. Вначале с претензией обращайтесь к организатору курса. Если получили отказ, то – в суд.

Вернемся к нашим критериям. Какие из гипотез действительно работают и могут нам помочь в определении продавца воздуха?

Самый простой и очевидный способ – это товарный знак и авторские права на инфопродукт. Понятно, что для некачественного курса создатель не будет заморачиваться с легализацией.

Нахождение в рейтинге – тоже отличный показатель годности продукта. Но, как правило, крупные онлайн-школы выставляют на свои курсы соответствующий ценник, в отличие от маленьких инфобизнесменов.

Возможность связаться с менеджером или организатором мероприятия для получения ответов на свои вопросы, знакомство со спикером на бесплатных вебинарах носит субъективный характер. И не всегда может выступать надежным показателем годного продукта.

Таким образом, у нас остаются две гипотезы: рейтинги и охрана прав собственности. Осталось проверить их достоверность на практике. Будете использовать эти критерии для оценки Честных курсов?

Для тех, кто решил зарегистрировать свой инфопродукт и еще не определился с брендом, предлагаю в помощь иллюстрированный ТАБУ-ЛИСТ по регистрации собственного товарного знака.

Если у вас появились вопросы по теме, пишите в комментариях. Спрашивайте, обязательно отвечу!

Читайте мои другие статьи на vc.ru

66
Начать дискуссию