Оспаривание действий брокера — практические советы
Что делать, если действия брокера действительно незаконны и привели к убыткам?
Ниже рекомендации на основе реальных кейсов нашей фирмы.
Поехали)
1. Начните с фиксации информации об убытках.
Большинство российских инвесторов видят информацию о состоянии брокерского счета с экрана мобильного телефона или компьютера в онлайн-режиме.
Делайте скриншоты и при возможности запрашивайте у брокера справки за соответствующий период или по конкретным операциям.
2. Выясните позицию брокера.
Очень часто, претензии инвестора обычно вызваны недостатком знаний у самого инвестора.
Крупные брокеры имеют целый штат сотрудников, которые не только могут быстро проверить сведения об операциях на счете, но и объяснить клиентам суть произошедшего.
Если Ваш случай не вписывается в эти рамки, то рекомендую использовать для общения с брокером электронную почту, а не телефон или внутренние чаты в мобильных приложениях – это более надежный инструмент, который практически повсеместно принимается судами и правоприменителями при разрешении споров.
Если же без телефонного общения обойтись не получается, то озаботьтесь записью телефонного разговора, а также тем, чтобы каждый разговор включал в себя информацию о сторонах переговорах и однозначно указывал на проблемную ситуацию.
3. Направьте претензию.
Если объяснения брокера не соответствуют условиям договора, законодательства или противоречат фактическим обстоятельствам, то следует направить в его адрес претензию.
Претензия должна содержать сведения о реквизитах договора, описание фактических обстоятельств и ясно сформулированное требование, например, о возврате денежных средств.
Претензия направляется брокеру по почте заказным письмом.
Обратите внимание, что договор с брокером может содержать особенности соблюдения претензионного порядка.
Это может быть специальный почтовый адрес для направления претензий, увеличенный срок рассмотрения претензии и т.д.
4. Подайте жалобу на действия брокера.
Деятельность брокеров в РФ регулируется очень жестко и со всех сторон.
Инвестор имеет широкие возможности выбора, куда обратиться со своими требованиями: в органы финансового контроля, Роспотребнадзор, прокуратуру, суд и т.д.
В отличие от претензии, жалоба должна содержать также полное правовое обоснование требований, а также, по возможности, критику объяснений брокера в ответе на претензию.
Не стоит забывать также о возможности публикации негативных комментариев о работе брокеров на популярных сайтах. Крупные брокерские компании отслеживают такие публикации и в целях минимизации репутационных рисков могут договориться с клиентом на взаимовыгодных условиях даже в неоднозначных ситуациях.