О чем стоит подумать, если вы покупаете логотип в «Студии Артемия Лебедева»
Студия в числе иных услуг предлагает заказать логотипы, которые создает искусственный интеллект Николай Иронов. Изучила оферту и информацию на сайте — готова поделиться своими наблюдениями. Кротко: есть критичные риски в части интеллектуальной собственности.
Что в статье:
Специфика сервиса и как работает Николай Иронов
Николай Иронов — это программное обеспечение Студии Артемия Лебедев. Подробная информация указана на сайте Студии.
В начале вам предложат ввести словесную часть логотипа и указать тематику. На основании этих данных Николай предложит огромное количество вариантов, из которых вы сможете выбрать лучший.
Еще предоставляется возможность немного поправить вариант, который вы выберете - поиграть со шрифтами, цветом, расположением. Пока выглядит захватывающе.
Дальше долистываем до юридических моментов и видим ограничения:
- На вопрос “кому будут принадлежать права на логотип” на сайте прямо не отвечают. Точно не заказчику. У заказчика будет исключительная лицензия на весь срок охраны права.
- Передавать права на логотипы другим лицам нельзя.
- Заказать логотип можно только как физическое лицо, от компании нельзя
Что написано в оферте
Оферта - это договор, который вы заключаете со Студией. Моментом заключения договора является первая оплата за услуги Николая Иронова.
Самый большой интерес представляет раздел “ответственность”.
Если коротко, там написано следующее:
- Студия не гарантирует, что при использовании логотипа не нарушены интеллектуальные права третьих лиц (п. 4);
- Ваш логотип может содержать элементы логотипа, который Иронов сгенерирует для другого лица (п. 5);
- Студия не гарантирует возможность использования логотипа в качестве средства индивидуализации (товарного знака) (п. 6);
- Студия не возмещает ущерб и убытки (п. 7).
Окей, заказчик логотипа не получает никаких гарантий и интеллектуальных прав. А что же тогда получает?
Об этом идет в разделе “интеллектуальная собственность”. Пользователь получает исключительную лицензию на весь срок охраны исключительного права на территории всего мира. А кто останется правообладателем исключительных прав? Разбираемся дальше.
Кому вообще принадлежат исключительные права на логотип
Давайте вспомним пару моментов:
- Логотип состоит из словесной части и изобразительной. Откуда берется изобразительная часть - из информации на сайте не понятно;
- Логотип можно создать полностью без вашего участия - выбрать предложенное обозначение. А можно довольно существенно поучаствовать в его создании, выбрав композицию, шрифт и цвет.
Изобразительная часть логотипа
Сначала разберемся с изобразительной частью. Потенциально возможны три варианта:
- Изображения разрабатывал человек и он не передавал права Студии (возможно Студия даже не знает, кто делал каждый изобразительный элемент - если брала их из каких-либо сторонних источников),
- Изображения разрабатывал человек и он передавал права Студии,
- Изображения полностью созданы с нуля искусственным интеллектом.
Точной информации об этом я не нашла на сайте Студии или в оферте. Дальше по этому вопросу исключительно мои предположения и рассуждения. Откуда точно изобразительные элементы логотипов - не понятно.
Второй вариант маловероятен организационно. Для его реализации Студии пришлось бы посадить сотни дизайнеров разрабатывать графические элементы, на это бы ушло невероятно много времени и сил.
Третий вариант маловероятен технически - как бы ни был крут Николай Иронов, кажется, он немного не так работает.
Если вспомнить оговорку в оферте о том, что Студия не несет ответственности за нарушения прав третьих лиц в разработанных логотипах, то первый вариант исключить нельзя. А это означает, что вы можете купить логотип-троянского коня с неочищенными правами неизвестных вам и Студии авторов.
Исключительные права Студии
Наше законодательство еще не готово к созданию объектов авторских прав искусственным интеллектом. По-старинке в гражданском кодексе указано, что автором является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Как вы понимаете, Николай Иронов - не совсем гражданин и труд его не совсем творческий.
На само программное обеспечение Николай Иронов у Студии, безусловно, права есть. А вот возникают ли исключительные права на создаваемые логотипы у Николая Иронова или Студии - большой вопрос. Вероятно, на него следует ответить отрицательно.
Исключительные права заказчика
К созданию логотипа может приложить руку еще один автор - заказчик.
Заказчик может влиять на расположение элементов, шрифт и цвет элементов. В этом определенно есть творческий вклад. Чтобы дорабатывать и перерабатывать произведение нужно получить разрешение у автора. Как мы выяснили, с этим проблемы.
Итого, с исключительными правами на логотип ситуация следующая
- Нет информации, кто создавал изобразительную часть и что с правами;
- Права Николая Иронова под вопросом, поскольку он не является автором по гражданскому законодательству;
- Возможно, заказчик дорабатывает логотип без разрешения автора.
В общем, с точки зрения интеллектуальной собственности логотип Николая Иронова вызывает много вопросов.
Выводы, риски и советы юриста
Николай Иронов - это отличный проект, если воспринимать его как развлечение. Например, вам просто интересно, как мог бы выглядеть ваш логотип.
Сервис можно использовать и с практическими целями. Например, оплатить создание логотипа для вашего дизайнера. Иронов нагенерит десятки отличных идей, которые дизайнер потом отрисует самостоятельно с поправкой на свое видение и ваше техническое задание. Если он будет только вдохновляться предложенными вариантами, с исключительными правами все будет ок.
Но вот беда в том, что обычно логотипы все-таки заказывают для целей индивидуализации товаров и услуг. Часть логотипов будет зарегистрировано как товарный знак. И для этих целей сервис просто не подходит, несмотря на уверения Николая в обратном.
Риски заказа логотипа у Николая Иронова
Если бы мой клиент заказал логотип у Николая Иронова, я бы обозначила ему следующие риски:
- Нет информации, откуда взялась изобразительная часть логотипа. Возможно, при использовании логотипа в целом вы будете нарушать исключительное право дизайнера, который разработал изо;
- Ваш логотип и логотип другой компании может содержать очень похожее или одинаковое изо. Нет гарантий, что это не ваш конкурент. Сделать с этим правовыми методами вы ничего не сможете.
- Если вы зарегистрируете такой логотип как товарный знак, останется весомый риск его оспаривания;
- Вы не сможете выдать лицензию, заключить договор франшизы или иным способом предоставить право использования логотипа другому лицу. Договор отчуждения тоже не заключите.
Советы юриста при заказе логотипа у любого дизайнера
Логотип можно заказать у дизайнера или у студии.
Если вы заказываете логотип у дизайнера, то перед началом работы заключите договор авторского заказа. Он должен предусматривать передачу вам исключительных прав с момента оплаты или передачи логотипов.
Если логотип уже заказали и заключили другой договор, то можно заключить договор отчуждения произведения. Цель такого договора - передать права от автора.
Если вы заказываете логотип в студии (любой), то нужно обратить внимание на следующее:
- Есть ли формулировка об отчуждении исключительного права в договоре,
- Уточните, как права перешли от автора к студии. Запросите документы. Это может быть договор авторского заказа, договор отчуждения или служебное задание дизайнеру, который работает по трудовому договору.
- Если студия не готова предоставить указанные документы, предусмотрите в договоре гарантии ваших прав и возмещение возможных убытков.
Все документы важно сохранить: договор, приложение с вариантами разработанных логотипов, акт, подтверждение оплаты, переписку сторон. А еще не забудьте проверить, получится ли зарегистрировать ваш логотип как товарный знак.
Про иные аспекты защиты интеллектуальных прав я пишу в моем телеграм канале, буду вам рада.
Если остались вопросы, я буду рада ответить на них в комментариях. Расскажите, заказывали ли лого у дизайнера? Оформляли ли документы для передачи прав?