Новые правила и заживем по-новому?

Сегодня поговорим о последних изменениях (ФЗ от 01.05.2022 № 135-ФЗ), внесенных в Закон о защите прав потребителей (далее — ЗозПП) и вступивших в законную силу с 1 сентября текущего года. Изменилась только 16 статья ЗозПП, но эти изменения значительны для потребителей и вызваны многочисленными фактами злоупотреблений со стороны продавцов.

Новые правила и заживем по-новому?

Для начала небольшой факт: статья 16 ЗозПП, к сожалению, не претерпевала изменений с 2013 года, судебная практика по рассматриваемому вопросу давно требовала изменений настоящей статьи, ее адаптации под реальные взаимоотношения сторон.

Почему это важно и актуально?
Внесенные изменения в той или иной степени коснутся каждого из нас, а поскольку предприниматель чаще рассчитывает на то, что мы не знаем законов и своих прав, то лучше сейчас уделить этому частичку своего времени. Тогда мы во всеоружии встретим недобросовестного продавца и сможем противостоять ему.

Что поменялось?

Первым делом закрепили понятие недопустимых условий договора — это условия, которые нарушают установленные правила и нормы в области защиты прав потребителей. Такие условия ничтожны.

Затем включили перечень условий договора, которые являются ничтожным. Сам перечень условий является условно открытым: он включает в себя 14 конкретных недопустимых условий, а также иные условия. Как мы с вами понимаем, в последующем понятие “иных условий” будет расширяться за счет правоприменительной и судебной практики.

Важным является то, что данные изменения распространяются и на отношения, которые возникли из ранее заключенных договоров, т. е. предусмотрена обратная сила закона.

Далее стоит обратить внимание на перечисленную иерархию нормативно-правовых актов, поименованных в новой статье: сначала международные договоры Российской Федерации, а потом уже отечественные акты. При этом, в старой редакции упоминаний норм с международных характером не имелось.

Какие сейчас условия являются ничтожными?

Расскажу на пальцах про то, какие условия теперь нельзя использовать в договорах:

  1. Запрет “односторонки”: продавцы не могут теперь включать в договор условие о своем праве на односторонний отказ от своих обязательств или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
  2. Никаких “наших” судов для продавцов: ничтожны условия, ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
  3. Нельзя устанавливать для потребителя штрафы и/или неустойки за отказ от исполнения договора;
  4. Теперь продавец не может снимать с себя ответственность за неисполнение обязательств — такие условия договора будут считаться ничтожными;
  5. Прописали запрет на условия, обуславливающие приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров, в том числе заключение иных договоров;
  6. Ничтожны условия, предусматривающие выполнение дополнительных работ или услуг за плату без согласия потребителя;
  7. “Извините, мы принимаем только наличку”. Нет, теперь этот хитрый ход не работает, ничтожны условия, ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товара;
  8. “Продавец ≠ закон”: ничтожны условия, содержащие основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, противоречащие закону;
  9. Ничтожны условия, уменьшающие размер законной неустойки;
  10. “Ничего не знаю, могу только дать вам вот этот товар взамен, но деньги не верну”: ничтожны условия, ограничивающие право выбора требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 ЗозПП и п. 1 ст. 29 ЗозПП;
  11. “Сначала напишите претензию, мы через год ее рассмотрим и там решим, что с вами делать”: теперь условия, устанавливающие обязательный досудебный порядок, в случаях когда он не предусмотрен законом, ничтожны;
  12. “А вы докажите!” , а вот и нет, ведь теперь условия, устанавливающие для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом на него не возложено, ничтожны;
  13. “Жаловаться нельзя помиловать”: законодатель установил, что условия, ограничивающие потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав, ничтожны;
  14. “Вы сначала у нас диагностику закажите, а потом починим”: условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров, ничтожны.

Для простого обывателя включение данных условий в число недопустимых — хорошая динамика в защите прав потребителей. Юристам же известно, что правоприменительная и судебная практика давно определяла данные условия в качестве нарушающих права и законные интересы покупателей.

Разберем эти условия на примерах.

В частности, кредитные, страховые организации, операторы сотовой связи часто предусматривали возможность одностороннего изменения договора или отдельных его положений. По действующему праву такое запрещено.

Многие маркетплейсы и прочие интернет-сервисы тоже оставляют за собой право изменить условия договора. Сейчас они все будут ничтожны.

Так, недопустимо теперь требовать заключить договор страхования жизни при оформлении кредита. При отмене бронирования с вас нельзя взыскивать штрафы за отказ от договора, за исключением фактически подтвержденных расходов. В договоре недопустимо определять территориальную подсудность будущего спора, поэтому смело можно исключать данный пункт.

Да и отказать теперь в приобретении товара или услуги только потому, что “терминал не работает, принимаем только наличные” нельзя.

Новое требование и новые сроки

В целях воздействия на продавца законодатель предусмотрел для покупателя возможность направления недобросовестному предпринима��елю требования о возмещении убытков, которое подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявление.

В прежней редакции такое требование и сроки его удовлетворения не упоминались. Предполагается, что данное нововведение призвано стимулировать продавцов на добросовестное поведение, но несколько лет судебной практики их не исправили, так что норма и закона, на мой взгляд, не принесет должного эффекта.

Кроме того, в законе прописано требование предоставить информацию о конкретных причинах и правовых основаниях, по которым потребителю отказа в заключении договора. Такое требование рассматривается в течение семи дней со дня предъявления.

Форма этого требования любая, допускается и устная. Если потребитель попросил устно ему сообщить о причинах, то такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Наличие таких требований безусловно хорошая гарантия прав и законных интересов потребителей, но реальное применение вызывает определенные сомнения.

Нужно больше запретов

Помимо недопустимых условий, в законе приведены ситуации, при которых продавцу запрещено совершать определенные действия, а именно:

  1. Отказывать в заключении договора по причине отказа в приобретении иных товаров (услуг);
  2. Отказывать в удовлетворении требований потребителей в отношении товаров с недостатками в зависимости от условиями, не связанных с недостатками товаров;
  3. Отказывать в заключении договора, в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора;
  4. Выполнять платные дополнительные работы без согласия потребителя. Такое согласие должно быть письменным, если иное не предусмотрено законом.
  5. Отказывать в заключении договора из-за отказа в предоставлении потребителем своих персональных данных, за исключением случаев, если такие данные должны быть представлены по закону.

Как видно, запреты направлены на то, чтобы продавцы не заключали договоры с недопустимыми условиями. Такие запреты, на мой взгляд, вторичны к уже перечисленным нововведениям и являются их следствием.

А изменилось ли что-то?

Как мне кажется, нет. Но и выводы сейчас делать рано, необходимо время для того, чтобы определить влияние принятого акта на реальные и правовые отношения.

Приведенные изменения уже существовали в правоприменительной практике и данные нормы права только подтвердили их, закрепили на новом уровне. Реальные же взаимоотношения на сегодняшний день не претерпели существенных перемен. Это можно подтвердить сходив в любой не продуктовый магазин и постараться получить потребительский кредит, при оформлении которого в очередной раз скажут, что нужно заключить договор страхования жизни и подписать прочие навязанные документы. Ведь иначе “система не пропустит” и кредит будет гораздо выше.

Хотелось бы верить, что данные изменения окажут влияние на недобросовестных предпринимателей, но верится с трудом.

Повлияют ли изменения на предпринимателей?
Да
Нет
31
14 комментариев