Самозанятость: неочевидные нюансы, которые помогут вам в работе
Ежедневно в России регистрируется 8 тысяч самозанятых. Это и обычные люди, которые решили заняться своим делом, и уже состоявшиеся предприниматели, которым такой режим выгоднее. В статье расскажу о нюансах, которые сделают вашу работу более простой и законной.
Откуда взялось понятие «самозанятый»?
Этот термин используют все, но в законе его нет. В законе это называется плательщик налога на профессиональный доход (НПД).
Термин возник в июле 2017, когда на два года разрешили не платить НДФЛ помощникам по дому, сиделкам, репетиторам. Именно этих людей назвали самозанятыми в Налоговом кодексе. Но с 2019 такой категории не существует, зато был принят закон об НПД.
Как стать самозанятым, если у вас ИП
Самозанятость — это налоговый режим. Его могут взять для работы и физические лица, и индивидуальные предприниматели. Обычно это делается для оптимизации налогов или освобождении от взносов.
Если учитель зарабатывает репетиторством и никак не оформлен, то он должен платить НДФЛ 13%. Либо работать «в тени». Теперь, оформив самозанятость, платит всего лишь 4%.
Если ИП на УСН (или с любым другим налоговым режимом) получает нерегулярный доход, то можно поменять свой налоговый режим, зарегистрировавшись в приложении «Мой налог» и отказаться от УСН.Предприниматель станет ИП на НПД. В этом случае необязательно закрывать ИП. Главное, предупредить налоговую в течение 30 дней после получения нового статуса.
Чтобы ИП перейти на НПД, нужно попадать под требования:
- Доход до 2,4 млн рублей за год, т. е. примерно по 200 тыс. в месяц.
- Деятельность — услуги, работы, продажа хендмейда, сдача жилья в аренду.
- Отсутствие наемных сотрудников.
Это может быть удобно: не надо переживать из-за нерегулярного дохода — сумма налога зависит только от суммы заработанных денег. Нет дохода — нет налога. Самозанятый ИП, как и обычный самозанятый, работает без кассы, не сдает декларации и не платит страховые взносы. При этом статус индивидуального предпринимателя остается, а клиентов, как правило, не интересует, на какой системе налогообложения вы находитесь.
Почему выгоднее работать самозанятым, а не в штате
Компании и ИП любят заключать договоры с самозанятыми. Такой договор называется гражданско-правового характера (ГПХ): оказание услуг, выполнение работ, авторского заказа. По сравнению с трудовым договором, когда человека берут в штат, экономия существенная. Сравните:
Выгодно получается всем. А еще самозанятый сам строит свой график, поскольку заказчик может требовать только результат работы, но не контролировать процессы и ждать вас каждый день в офисе в 8:00.
Сейчас многие работодатели пользуются такой схемой даже с реальными работниками, скрывают трудовые отношения с теми, кто фактически выполняет именно трудовую функцию. Кто занят в постоянном процессе. Так делать нельзя, это легко выяснит налоговая инспекция. В этом случае сэкономленные налоги могут быть доначислены. В конце 2021 были сформулированы критерии, которыми руководствуются инспекторы, выявляя нарушения.
Как правильно оформить документы
Гражданский кодекс допускает отсутствие письменного договора только между двумя физическими лицами и на сумму до 10.000 ₽. В остальных случаях нужно заключать письменный договор. Я за то, чтобы с самого начала законно оформлять рабочие отношения.
Компаниям и ИП — на случай проверок. Если с документами порядок, то легко показать, что деньги были потрачены именно на оплату работ самозанятого.
Всем вообще — для предотвращения спорных ситуаций. В договоре фиксируются условия сотрудничества и конечный результат. Кто что делает, и кто чего ожидает на выходе. Вы не поверите, иногда люди имеют ввиду совершенно разные вещи. Если договор составлен грамотно и честно — обе стороны защищены, что сводит конфликты к минимуму.
Разберем 3 документа, которые должны быть у самозанятого.
Договор
1. Обратите внимание на формулировки. Самозанятый не может оказывать длящиеся «услуги» без конечного результата, он должен выдавать конкретный и ощутимый итог: разработать дизайн сайта, создать макеты, провести фотосессию, настроить техническую поддержку, представить интересы клиента в суде.
2. Пропишите, когда начинаете и заканчиваете выполнять заказ.
Если вас нанимают администратором, который должен с утра до вечера быть на работе и отвечать на телефонные звонки — то это трудовые отношения. Поэтому компаниям нужно внимательно смотреть, что делают их работники и какие договоры можно заключать.
3. Укажите даты и суммы оплат, если предполагаются выплаты частями. Одинаковые даты и суммы выглядят как зарплата.
Если у самозанятого постоянная загрузка, то в приложении к договору нужно расписать все работы и сколько они стоят. И оплачивать каждую работу отдельно.
По мнению Антона Силуанова, министра финансов, сотрудничество самозанятого только с одной компанией — маскировка трудовых отношений. Поэтому лучше, чтобы у самозанятого было несколько источников дохода.
Акт выполненных работ. В договоре прописываем, что должно быть сделано, к какому сроку и за сколько денег, а в акте — подтверждаем, что запланированная работа действительно сделана, принята, и заказчик претензий не имеет.
Счет. Его легко можно сформировать в приложении «Мой налог» или взять шаблон из интернета.
Чек. По закону, после каждой оплаты чек клиенту должен быть выдан обязательно. Иначе штраф.
Проверки самозанятых: как обезопасить себя
Через меня прошло больше трех тысяч самозанятых, и никого пока не проверяли. Но, возможно, в ближайшем будущем этим вопросом займутся. Как могут проверить и что должны проверять? Посмотрят, сколько налогов заплатил самозанятый и сколько денег он получал на карту. Оплата наличными никак, естественно, не контролируется (кроме спланированной контрольной закупки).
Пример: на карту кондитера в прошлом месяце пришло 200 т. р., а в приложении «Мой налог» отражено только 100 т. р. У налоговой инспекции сразу возникает вопрос, почему проведена только половина дохода? Если выяснится, что самозанятый проводил не весь доход, то ему доначислят налоги.
Что я рекомендую делать самозанятым, чтобы не допускать таких ситуаций: пользоваться разными банковскими картами для рабочих и личных целей.
Можно ли будет уйти на пенсию
У самозанятых, в отличие от обычных работников накопительной пенсии нет. По закону они могут получать только социальную при достижении 60 (65) лет — она для всех, кто недобрал трудовой стаж.
На мой взгляд, экономически выгоднее копить самим. Но если вы обеспокоены отсутствием «нормальной» пенсии и все-таки хотите ее получать, то через приложение «Мой налог» можно делать отчисления в ПФР и формировать свою будущую пенсию. В 2022 году взносы для самозанятых — 34 445 р. Можно заплатить сразу всю сумму или разбить на части.
Также Минтруд занимается сейчас разработкой законопроекта об взносов в фонд социального страхования для получения самозанятыми «больничных» и «декретных».