Доставка еды: быстро, удобно и... опасно?
С вами снова DestraLegal.ru – сервис, который решает ваши юридические проблемы. Если вы в «повестке дня», то, возможно, уже слышали о том, как сервисы доставки еды стали неотъемлемой частью нашей жизни в последние годы, особенно с учетом пандемии COVID-19.
Мы можем легко заказать еду с помощью нескольких нажатий на экране нашего смартфона и через несколько минут наслаждаться свежей и аппетитной едой, не покидая свой дом. Однако не все так радужно.
Например, в Ростове-на-Дону женщина пожаловалась на отравление готовыми наборами с правильным питанием GoodFood и заявила, что ими отравились более 50 человек. А совсем недавно по всем телеграмм-пабликам пробежала новость о том, что в 40% роллов «Филадельфия» в России обнаружена кишечная палочка (вне зависимости от ресторана, в котором заказано блюдо).
Пищевое отравление – одно из самых серьезных и грубых нарушений прав потребителей. Знали ли вы, что в таком случае можете засудить организацию на «кругленькую» сумму? Поговорим о пугающей реальности сервисов доставки еды и мощном механизме защиты прав потребителей.
Никогда такого не было, и вот опять...
По данным Data Insight, количество онлайн–заказов в сегменте e–grocery в 2022 году выросло на 75% по сравнению с 2021–м.
Good Food является одним из ведущих сервисов доставки готовых блюд и наборов для «здорового питания» в России. На данный момент доставщик прекратил работы после массового отравления, а СК возбудил уголовное дело, но ведь он лишь один из многих таких сервисов.
Представим ситуацию, что вы заказали еду на доставку и отравились. Вам пришлось долго лечиться, вы не могли ходить на работу и выписались с последствиями для здоровья. Конечно, естественное желание – наказать нерадивую доставку. Понять и простить – не вариант. Законодатель полностью на вашей стороне.
В случае отравления клиенты имеют право обратиться за помощью и защитой к Закону о защите прав потребителей. Потребитель имеет право на компенсацию за любой ущерб, который ему был причинен, включая расходы на лечение, упущенную выгоду и возмещение морального вреда. Суммы порой удается взыскать впечатляющие.
Например, в 2014 году потребитель обратился в Роспотребнадзор по факту отравления в сети ресторанов «Бургер Кинг». Роспотребнадзор провел проверку и подал в суд, так как в образцах были обнаружены бактерии группы кишечной палочки, а также превышение санитарно-показательных микроорганизмов. Арбитражный суд Саратовской области встал на сторону заявителя. Компания была обязана выплатить компенсацию в размере 300 тысяч рублей.
В другом случае почти 300 000 рублей Центральный Красноярский районный суд присудил заплатить потребителям доставку суши «Оригами» за причиненный вред здоровью, из которых 55 тысяч — моральная компенсация. В сумму вошли средства на возмещение времени, что отравившиеся были на больничном, компенсация за набор суши, лекарства, неустойка.
И таких случаев десятки. Очевидно, что эта проблема, которая должна быть взята на серьезный контроль как сервисами доставки еды, так и законодателем.
Что мы предлагаем нашим клиентам
Согласно положениям Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на то, чтобы оказываемая ему услуга была безопасна для жизни и здоровья. Вред, причиненный здоровью потребителя, подлежит возмещению в полном объёме (п. 1 ст. 14 закона).
Необходимо понимать, что сумма компенсации будет зависеть от многих факторов, включая тяжесть отравления, стоимость лечения и другие потери, связанные с инцидентом. Также могут быть учтены убытки, связанные с потерей дохода, если отравление привело к временной нетрудоспособности или потере работы. То есть факт причинения вреда необходимо доказать. Кроме того, если отравление привело к серьезным последствиям, в том числе к инвалидности или смерти, то сумма компенсации может быть значительно выше.
С чего начать:
Для начала обязательно при отправлении обратитесь к врачу: (а) во имя вашего же здоровья; (б) чтобы были доказательства причинения вреда здоровью (выписки из больницы, счета за лечение, рецепты на лекарства и пр.)
После этого соберите доказательства:
помимо документальных медицинских доказательств самые «подготовленные» могут сохранить остатки отравленной еды и обратиться к врачу-токсикологу для получения заключения о причинах отравления. Заключение должно содержать информацию о том, что отравление произошло из-за употребления продукции определенной компании.
сохраните документы, связанные с заказом и доставкой еды. В частности, следует сохранить копию заказа, подтверждение оплаты, квитанцию о доставке, а также фотографии упаковки и продуктов.
попытайтесь урегулировать спор до суда, направив претензию в адрес виновника, приложив все имеющиеся у вас доказательства. Претензию можете направить почтой России по юридическому адресу организации или электронной почтой (необходимо смотреть положения публичной оферты). В соответствии со ст. 31 Закона о защите прав потребителей ваши требования должны быть удовлетворены в десятидневный срок.
подайте жалобу в территориальный орган Роспотребнадзора. Сотрудники Роспотребнадзора на основании вашей жалобы проведут внеплановую проверку данного заведения. Результаты этой проверки вы также можете использовать в качестве доказательств в суде.
если претензия не помогла, то следующий шаг – обращение с иском в суд. Вот здесь вы уже можете взыскать с ответчика и моральный вред, и упущенную выгоду, и судебные расходы. Госпошлина за подачу иска по делам о защите прав потребителей не взимается. Подать иск можно лично или заказным письмом на адрес суда.
Право на безопасную и качественную пищу — это одно из основных прав потребителя, которое должно соблюдаться и защищаться. Однако если инцидент уже произошел, то важно не упускать момент и обращаться за помощью к юристам, специализирующимся на защите прав потребителей, чтобы максимально защитить свои интересы в суде.
Юристы DestraLegal.ru будут рады помочь, поэтому смело обращайтесь к нам. И помните: отстаивать свои права с нашим сервисом — это просто, а дорогу осилит идущий!
никогда не попадал в подобную ситуацию ,но теперь буду знать в случае чего как поступать
Как называется курьер, который доставляет еду на лошади? Пицца-конь!
казахский мачо
Как-то раз я подсела на доставки, когда и с деньгами было неплохо. В итоге получила проблемы с желчным( В итоге, как говорится, суп/каша пища наша)