Защита от атаки на бизнес - пять важных правил
В своем основном блоге я пишу в основном о том, как защищать свои активы и свой бизнес на уровне профилактики. Шансы успешно отбиться всегда значительно выше, если Вы подготовлены. Но что же все-таки делать, если «песец» подкрался незаметно?
То есть когда НЕОЖИДАННО возникает конфликт, в котором основная цель Вашего оппонента – «откусить» побольше от Вашего бизнеса, Ваших активов, Ваших денег. А Вы к этому не готовы…
Мой почти тридцатилетний опыт «боевых действий» в подобных ситуациях показывает, что в Вашей стратегии защиты обязательно должны присутствовать пять ключевых принципов.
Если Ваш юрист/адвокат какой-либо из этих пунктов проигнорировал – на это должны быть очень веские и понятные Вам причины. Иначе возникает повод усомниться в профессионализме и/или лояльности Вашего защитника.
Что же это за принципы?
1. «Показать зубы»
По возможности всегда нужно стараться урегулировать конфликт в досудебном порядке. Если дело дойдет до суда, у Вас возникает дополнительный фактор неопределенности в виде субъективности судьи. А это, в свою очередь, снижает степень Вашего контроля над ситуацией.
Однако практика показывает, что нападающие довольно редко готовы вести конструктивные переговоры с самого начала. Они потому и напали, что уверены в своем успехе. Обычно их позиция сводится примерно к следующему: «Выполняй наши требования, не то будет хуже!»
Один из способов умерить их пыл и склонить к конструктивному диалогу – это «показать зубы». То есть тем или иным образом продемонстрировать свою силу и дать понять, что легкой добычей Вы НЕ будете.
На уровне конкретных действий это может выглядеть, например, как демонстрация своей компетентности и сильной правовой позиции в теме конфликта. Скромность здесь – Вам совсем не друг.
2. Лучшая защита – контратака
Просто «показать зубы» часто бывает мало. Нередко нападающие недооценивают остроту Ваших «зубов» или думают, что Вы блефуете.
Поэтому по возможности параллельно с защитой лучше устроить еще и РЕАЛЬНУЮ контратаку – встречные иски, возбуждение уголовного дела, альянс с их врагами и т.п.
3. Ва-банк – идея плохая
Даже если Вам кажется, что у Вас сильная позиция, Вы все равно можете проиграть. Особенно если дело дошло до суда – там всякое бывает…
Поэтому Ваша стратегия защиты в корпоративном, налоговом и т.п. конфликте всегда должна построена таким образом, что Ваш бизнес выживает при любом раскладе, даже в случае проигрыша. Лучше что-то отдать, но что-то сохранить, чем потерять ВСЁ.
Очевидно, Ваш план действий на каждом этапе также должен иметь «план Б» на случай, если все «пойдет не так».
4. Не позволить потерям нарастать
Здесь уместна аналогия с казино: в попытках «отыграться» люди теряют гораздо больше денег, чем проиграли изначально.
В конфликтах вокруг активов всегда важно примириться с тем, что невозвратные потери БУДУТ. Это просто часть «правил игры». И эти потери в какой-то момент лучше зафиксировать и «выйти из игры». Вместо погони за призрачной возможностью «наверстать потерянное» – в этой погоне можно потерять гораздо больше.
5. Никаких сделок «задним числом» или «в последний момент»
Например, сделок по «спасению» активов, на которые могут наложить взыскание.
Проблема с такими сделками НЕ только в том, что их могут оспорить и признать недействительными. Подобные «телодвижения» также привлекают ненужное внимание. И их также могут использовать в суде как дополнительное доказательство Вашей якобы «нечистоплотности».
Еще один важный момент. Как бы Вы ни доверяли своему юристу/адвокату, в случае неожиданного конфликта всегда полезно получить альтернативное экспертное мнение по поводу Вашей ситуации. Легкая степень паранойи еще никому не вредила…