6 ситуаций, в которых вы теряете деньги, но не знаете об этом

Наверное, у всех нас бывают ситуации, когда мы не знаем, как правильно поступить. В результате мы добровольно расстаемся с деньгами, которые могли бы сохранить и даже приумножить. Решил сделать небольшую подборку юридических лайфхаков на такие случаи.

6 ситуаций, в которых вы теряете деньги, но не знаете об этом

Всем привет! Меня зовут Ильдар Мухаметзянов. По профессии я адвокат - помогаю предпринимателям разбираться с экономическими преступлениями, а еще консультирую людей по разным юридическим вопросам. Я часто замечаю, что далеко не все из нас знают о своих правах. Из-за этого мы теряем как совсем небольшие, так и очень крупные суммы денег - иногда буквально на ровном месте.

Как-то раз я сел и проанализировал такие случаи. Здесь помогло то, что у меня есть свой проект Advostar.online, в котором люди консультируются у профессиональных юристов. В телеграм-чате у нас больше 6 тысяч участников, поэтому выборка получилась достаточно большой.

Выделил несколько самых распространенных кейсов - с частью из них я даже сталкивался сам, будучи клиентом авиакомпании или покупателем в магазине. Я даже запустил похожую рубрику в своем аккаунте в запрещенной социальной сети, где люди могут задавать свои вопросы и получать ответы.

Уже после этого у меня родилась идея написать статью на VC. Возможно, мои советы помогут кому-то сберечь деньги или получить справедливую компенсацию от нарушителя.

У вас есть подарочный сертификат с истекшим сроком действия

Наверное, всем нам знакома ситуация: на день рождения подарили сертификат в магазине, но там ничего не приглянулось. Вы попросили продавца обменять сертификат на деньги. В этом случае вы ничего не потеряли.

А вот второй случай: вы получили сертификат, но потом вообще забыли о его существовании. А потом где-то через год-два обнаружили подарок после уборки комнаты. Смотрите на дату, а срок действия уже прошел. Первая мысль - отправить сертификат в мусорную корзину. Вот здесь вы и теряете на ровном месте несколько тысяч рублей.

Дело в том, что закон “О защите прав потребителей” не наделяет подарочные сертификаты сроками годности. Поэтому независимо от того, как давно вы получили сертификат, вы всегда можете, как минимум, обменять его на деньги.

Кстати, с электронными сертификатами действует то же правило. Об этом часто не знают даже сами магазины, а те, что знают, стараются умалчивать.

Не вернули деньги за невозвратные авиабилеты

Вы когда-нибудь покупали невозвратные билеты на самолет? Наверняка вы думали, что если захотите отказаться от полета, их уже нельзя будет вернуть. Недаром же они невозвратными называются!

Но название - это одно, а вот юридический статус - совсем другое. На самом деле, вернуть в кассу невозвратные авиабилеты и получить деньги (причем в полном объеме) можно в целом ряде случаев:

  • Если заболели вы или близкий родственник, который собирался лететь вместе с вами. Для возврата билета нужно предоставить любой медицинский документ, который доказывает факт болезни - например, справка от врача.
  • Если умер кто-то из членов вашей семьи или ваш близкий родственник. Неприятно, что это тоже придется как-то подтверждать, но увы, по-другому никак. Подойдет медицинское свидетельство о смерти или справка из ЗАГСа.
  • Если вы опоздали на самолет не по своей вине - например, из-за длительного досмотра в аэропорту. Главное, чтобы у вас при этом не нашли запрещенных предметов к перевозке. В теории доказать, что вы не успели на рейс по вине сотрудников на досмотре, можно, например, записями с камер внутри аэропорта. Специалисты сопоставят время вашего прибытия в аэропорт и оценят, сколько времени занял досмотр.
  • В случае отмены рейса, отклонения от расписания или изменения маршрута.
  • Если авиаперевозчик отказался предоставить вам место в самолете.
  • Если у вас перелет с пересадкой, который вы оплатили в виде единого билета, а перевозчик не смог состыковать рейсы.

Случайно разбили вещь в магазине и заплатили за ущерб

Иногда бывает, что кто-то случайно повреждает товар в магазине. В таких случаях, как правило, всегда появляется продавец и радует нас новостью: стоимость товара нужно компенсировать.

В этой ситуации люди реагируют по-разному. Кто-то, чувствуя вину, сразу же соглашается. Если люди, которые знают, что по закону не обязаны платить за разбитую случайно вещь. Но время, потерянное на разбирательства и споры, им дороже, поэтому проще взять кошелек и решить ситуацию на месте. Есть те, кто сразу же отказывается платить и готов спорить с продавцами, администратором и охранником. Даже полицию иногда вызывают.

Но не все знают, что по закону магазин может требовать оплатить поврежденный товар только в судебном порядке. И только если он докажет, что вы умышленно испортили вещь - например, в гневе схватили бутылку и бросили ее на пол.

Мало того, в ходе разбирательства оштрафовать могут сам магазин - для этого нужно обратиться в Роспотребнадзор. Он проверит помещение на соответствие требованиям розничной торговли. В них закреплено, что на площади до 100 кв. метров расстояние между стеллажами должно быть не менее 1.4 метра. Чем больше пространство, тем шире должны быть и проходы.

Иными словами, если в магазине между стеллажами стояла неустойчивая пирамида из бутылок, и вы случайно задели ее рюкзаком, вы не обязаны оплачивать косяк мерчендайзера. Поскользнулись на влажном полу и задели полку с продуктами? Пусть компенсацию лучше выплачивает уборщица. Товар сам укатился с транспортировочной ленты на пол? Тоже не ваша вина.

Ну и, конечно же, если охранник будет пытаться применить силу (на что он как сотрудник ЧОП не имеет права), привести его в чувство поможет напоминание о статье 203 УК РФ. По ней сотрудник может получить до 7 лет тюрьмы за превышение полномочий.

Купили товар по большой скидке, а магазин отменил заказ

Помните недавний случай с ЦУМом? Житель Воронежа зашел в приложение, увидел невероятные скидки и заказал все по бросовой стоимости. В общем, купил все в 846 раз дешевле. Но ЦУМ аннулировал заказ, сославшись на технические проблемы - оказалось, цены изначально были неправильными. Ну, с кем не бывает? Можно согласиться с продавцом и уступить, только это будет стоить вам денег - и вполне законных.

В случае с ЦУМом покупатель решил пойти до конца и обратился в суд. Три инстанции встали на сторону магазина, но закончился спор только в Верховном суде. Он напомнил о правиле публичной оферты - цена на любой товар фиксируется в момент заключения договора купли-продажи между клиентом и магазином, то есть в момент покупки. После этого изменять стоимость уже нельзя - как и отказываться от продажи товара в одностороннем порядке. Нет разницы, были ли у магазина технические проблемы или нет - продавец в любом случае обязан выполнить условия публичной оферты.

Здесь нужно учитывать, что законодательная практика по таким делам, вопреки логике и здравому смыслу, непростая. Случай в Воронеже - далеко не первый, когда потребителю приходилось обращаться в Верховный суд, потому что другие инстанции почему-то вставали на сторону магазина.

Поэтому если вы оказались в похожей ситуации, придется набраться терпения, потому что разбирательство может занять много времени. Покупатель из Воронежа, например, сделал тот самый заказ еще в 2021 году, а до Верховного суда дошел только этим летом.

Ну и, конечно же, стоит упомянуть, что правило соблюдения публичной оферты распространяется и в офлайн-магазинах, например, при проведении акций. Поэтому если на кассе цена в 2 раза выше, чем на ценнике, и вам говорят, что скидка уже не действует, стойте на своем - закон на вашей стороне.

Вас плохо подстриг парикмахер, а вы отдали деньги за работу

Мне кажется, каждый из нас хоть раз был в ситуации, очень похожей на ту, что изображена на картинке ниже. Вы пришли в парикмахерскую, салон красоты или барбершоп с желанием сделать, наконец, интересную и красивую прическу. У вас на руках даже есть фото с референсом. Все, что остается мастеру - повторить то же самое. Но итоговый результат получается совсем не таким, как вы хотели.

6 ситуаций, в которых вы теряете деньги, но не знаете об этом

И главное, исправить уже толком ничего нельзя - станет только хуже. В этой ситуации многие из нас, скрепя сердцем, все-таки отдают деньги за работу. А парикмахер советует не переживать: все равно волосы через пару-тройку недель отрастут, и можно будет все подровнять. Естественно, не бесплатно.

Но есть нюанс. По закону “О защите прав потребителей” такую работу парикмахера можно приравнять к услуге ненадлежащего качества. В законе четко указано: вы вправе требовать устранения недостатков, а если сделать это на месте невозможно, за такую услугу можно вообще не платить.

Так что если в следующий раз парикмахер или барбер снова что-то намудрит с вашими волосами и выставит счет, предложите ему изучить ст. 29 закона “О защите прав потребителей”.

Упало дерево на автомобиль, а вы не стали разбираться, кто виноват

Наверное, один из наиболее сложных и дорогостоящих случаев. Представьте себе ужасную ситуацию: во время жуткой грозы и ветра на вашу машину, стоящую во дворе, упало ветхое дерево. Ущерба на сотни тысяч рублей, а страховщики говорят, что инцидент - не ДТП, а значит, компенсации не будет. Вы обращаетесь с жалобой в УК, которая обслуживала территорию вашего дома и вовремя не спилила гнилое дерево. Но они отвечают: “Мы ни при чем, виновата стихия и форс-мажор. В такой ветер любое дерево упадет”.

Казалось бы, что тут еще выяснять? Но не все так просто. В 2020 году такой случай произошел в Москве с владельцем машины “Мазда”, и он обратился в суд. А дальше началось интересное. Районный суд нашел причинно-следственную связь между бездействием коммунальщиков, которые не спилили потенциально опасное дерево, и ущербом в виде разбитой машины. Городской суд это решение отменил - там заявили, что во всем снова виноват форс-мажор, который не могла предвидеть УК.

Зато Верховный суд отметил очень интересную деталь: оказывается, в таких делах бремя доказывать невиновность лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. А вина предполагается, пока не доказано обратное.

Владелец автомобиля в суде указывал на то, что коммунальщики не выполняли свою работу и не следили за состоянием деревьев. В доказательство он предоставил фото упавшего на его машину дерева и заключение дендролога, из которого следовало, что корни дерева уже сгнили, а значит, его нужно было спиливать. В результате дело вернули на повторное рассмотрение.

Что показывает этот пример? Прежде всего, то, что нужно всегда идти до конца. Судебная система в России иногда работает так, что разные инстанции могут принимать противоречащие друг другу (и даже нормам закона) решения. Если вы нацелены получить компенсацию, нужно быть готовым к тому, что процесс может затянуться на несколько месяцев или даже лет. В крайнем случае всегда можно обратиться в Верховный суд.

Вместо заключения

По традиции на VC принято в конце статьи делиться ссылкой на очередной тг-канал, но мне кажется, это уже как-то банально) Если интересно - у меня есть аккаунт в Инстаграме “Спроси Ильдара” (соцсеть принадлежит Meta, запрещена на территории РФ). В нем я делюсь многими другими лайфхаками, которые помогают совершенно законно экономить и приумножать деньги.

Кстати, если у вас есть еще какие-то кейсы, когда вам удалось отстоять свои права, то делитесь ими в комментариях! И всегда готов ответить на вопросы, если они у вас есть!

2727
8 комментариев

Спасибо! Утащил в закладки. Про сертификаты не знал, обязательно скажу жене - у нее несколько сертификатов так пылится уже год или два. А так хоть деньги не пропадут.

2
Ответить

Прикольно, спасибо. Какой маршрут действий с сертификатом? На какие статьи ссылаемся?

1
Ответить

Ссылаемся на п. 4 ст. 23.1 закона «О защите прав потребителей», согласно которому продавец обязан вернуть деньги за сертификат. Причем сделать это магазин должен будет в течение 10 дней.

1
Ответить

Интересно, с какого перепугу авиаперевозчик откажется уступить мне место в самолете? Если допустим есть билет

1
Ответить

Из-за овербукинга. Дело в том, что иногда авиакомпании продают на самолет больше билетов, чем мест в салоне, в расчете, что какая-то часть пассажиров все-таки не явится на рейс. Поэтому бывают такие случаи, когда авиаперевозчик просто не может предоставить место несмотря на то, что у вас есть билет.

1
Ответить

Меня в Пятёрочеке постоянно на@бывают. Хотя есть карта ... Устал бороться и просто плыву по течению

1
Ответить

Неплохо) Благодарю за лайфхаки)

1
Ответить