Нетрадиционные товарные знаки в IP-науке

Защита интеллектуальной собственности — область не только практической активности, но и научных исследований.

Мы регулярно читаем академические работы: от научных статей в юридических журналах до диссертаций и монографий, посвящённых защите товарных знаков и патентому праву. Решили периодически публиковать небольшие саммари таких материалов, облегчённые для восприятия.

Нетрадиционные товарные знаки в IP-науке

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСОБЫХ

(«НЕТРАДИЦИОННЫХ») ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Е. О. Дмитриева, О. В. Дмитриев.

Вестник Омского университета. Серия «Право.

К традиционным авторы исследования относят наиболее часто регистрируемые – словесные и изобразительные обозначения, а также объёмные товарные знаки (бутылка кока-колы, флакон шанель etc)

К нетрадиционным:

  • цветовые,
  • световые,
  • голографические,
  • изменяющиеся,
  • позиционные,
  • тактильные,
  • звуковые,
  • вкусовые
  • обонятельные.

Не все они указаны и описаны в законодательстве. Но получить их правовую охрану предприниматель может. В США такие товарные знаки привычнее для правоприменительной практики, в России бизнес и регуляторы только начинают их для себя открывать, поэтому с регистрацией бывают проблемы. Авторы исследования описывают эти проблемы и пути их решения.

Особенности “нетрадиционных” ТЗ и примеры

Цветовые ТЗ помогают защитить фирменный стиль, но их не слишком просто зарегистрировать. В частности, цвет необходимо представить графически и доказать его уникальность, различительную способность; существует запрет регистрации основных цветов, естественного цвета материала, из которого изготовлен товар, сигнальных цветов. Впрочем, Сберанку удалось зарегистрировать как ТЗ зелёный цвет.

Чтобы зарегистрировать световой ТЗ, надо описать “последовательность и длительность свечения”. В России световой товарный знак имеет Microsoft Corporation).

Голографические ТЗ любят производители защищённой продукции, которым нужно бороться с контрафактом: это алкоголь, банкноты, билеты, сертификаты, банковские карты, лекарства.

Изменяющиеся обозначения – анимированные картинки или видеоролики. Яндекс, например, защитил символ светофора в Яндекс.Пробках, цвет которого отражает уровень загруженности дорог.

Позиционные ТЗ – элементы, размещающиеся на конкретной части товара в неизменном виде. Например, красный цвет подошвы обуви Christian Louboutin.

Тактильные обозначения используются для идентификации товара или товаропроизводителя путём осязания, для чего применяются шрифт Брайля, рельефные обозначения или различные текстуры.

Для регистрации звуковых знаков они должны быть записаны на материальный носитель и описаны словесно либо в виде нотной записи. Должны быть указаны источник, происхождение и характер звука.

Самыми неоднозначными авторы исследования считают обонятельные товарные знаки. Наука не слишком много знает о том, как человек воспринимает запахи, как сами запахи формируются, почему разные химические вещества и процессы могут давать одинаковый запах, в каких единицах измерять их интенсивность и так далее. Но обонятельные ТЗ периодически регистрируются, в том числе в России.

Вкусовые товарные знаки обычно представляют собой искусственно созданные добавки. Регистрация естественного “природного” вкуса неоправданно ущемляла бы конкуренцию.

Проблемы с регистрацией нетрадиционных ТЗ

  • Фиксация обозначения.
  • Хранение материального носителя и доступ к нему желающих зарегистрировать аналогичный ТЗ
  • Недостаток практики правоприменения
  • Экспертиза при спорах

С фиксацией проблемы не у всех видов знаков. Так, оттенок цветового знака просто указывается по справочнику «Pantone». Голограмма – это набор кадров с разных углов съемки. Изменяющиеся – набор картинок-кадров анимации.

Сложнее со звуковыми знаками. Не все звуки можно записать нотами. Один и тот же звук может быть примерно одинаковым во всех ситуациях (рычание льва), а может сильно варьироваться (пение соловья). Авторы статьи предлагают создать электронный банк звуковых товарных знаков.

Фиксация и экспертиза неграфических товарных знаков вообще не описаны в законодательстве, включая даже информационные письма или рекомендации Роспатента.

Соответственно, непонятен принцип фиксации обонятельных товарных знаков. Можно было бы ориентироваться на зарубежную практику: в США и Европе требуют словесное описание запаха, перечисление его компонентов, химическую формулу – в разных комбинациях этих элементов в разных странах.

Неплохо было бы также создать базу материальных носителей запахов, считают исследователи: это были бы жидкости или пропитанные ими материалы. Но авторы признают сложность реализации этой идеи: нужно помещение со специальными условиями хранения, какой-то способ обеспечить невыветривание запаха, защиту образцов от злонамеренных третьих лиц.

Упростить идентификацию обонятельных товарных знаков может разработка биосенсоров (аналитических приборов, различающих химические соединения на основе реакций, катализируемых ферментами или другими веществами из живых клеток и тканей).

Вкусовые ТЗ пока вообще феномен чисто теоретический, описать и зафиксировать их ещё сложнее, чем обонятельные. Восприятие вкуса индивидуально и непредсказуемо, описывать его словами трудно, между вкусом и запахом нет чёткой границы, хранение образца вкусового ТЗ практически невозможно, а в рамках экспертизы специалисту придётся пробовать на вкус сомнительные вещества.

Вывод авторов исследования

В Российской Федерации необходимо создать чёткую регламентацию требований к образцам таких «нетрадиционных» товарных знаков, как обонятельные и вкусовые. Кроме того, невозможно будет обойтись без создания специальных баз данных образцов «нетрадиционных» товарных знаков, устройств и специальных компьютерных программ их учёта, обеспечения доступа к ним. В ближайшее время это станет наиболее перспективной сферой интересов законодателя, технических специалистов, патентных поверенных и практикующих юристов.

Резюме от Онлайн Патента

Предпринимателю стоит помнить о существовании “нетрадиционных” товарных знаков и “примерять” на свою продукцию варианты их задействования. Знать о возможности законодательно защитить не только логотип или название, но и другие отличительные особенности своего товара и за счёт этого выделиться на рынке, запомниться покупателям, получить внимание прессы, найти новые подходы к маркетингу и брендингу.

Если “нетрадиционный” товарный знак можно так или иначе зафиксировать графически, шансы на его регистрацию довольно высоки. Главное в попытке сформировать и зарегистрировать товарный знак – помнить, что это вообще такое и зачем он нужен. Суть ТЗ в том, что это средство индивидуализации товаров и услуг, позволяющее потребителю эти товары и услуги идентифицировать и различать.

Как вы думаете, какой самый известный обонятельный товарный знак в мире?

Полезное от Онлайн Патент:

Онлайн Патент - компания, которая уже 10 лет успешно помогает более чем 100.000 пользователей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность.

55
1 комментарий

Chanel 5?

Ответить