Как влияет человеческий фактор на затягивание исполнительного производства и его результат

Как показала практика, обычное дело по взысканию небольшого долга с юридического лица в рамках исполнительного производства может затянуться на долгие месяцы совсем не потому, что с должника нечего взыскать.

История по порядку: был двухлетний, но не сложный судебный спор по защите прав потребителей, возбуждено исполнительное производство, где взыскатель - физлицо, должник – действующее юрлицо, сумма долга почти смешная - 42 000 руб.

Но по прошествии 2,5 месяцев взыскатель так ничего не получил, зато было 2 приостановления производства со ссылкой на ст. 33 ч 6 ФЗ-229 (о поручении совершить отдельные исполнительные действия) без разъяснения какие конкретно были действия (устно пристав назвал это «розыском имущества должника», хотя не понятно зачем искать имущество, если у должника изначально на банковских счетах были средства, достаточные чтобы погасить долг).

После второго приостановления пришлось пойти на второй прием к приставу-исполнителю за разъяснениями. На вопросы «Есть ли в итоге у должника деньги на каком либо банковском счете? Почему не происходит списание денег со счета должника, если счета арестованы? И почему постоянно приостанавливается производство?» ответа пристава не последовало и пристав обратилась за помощью к своей коллеге с вопросом почему она что-то там не видит и не может сделать в программе? Далее коллега прокомментировала, что в сводном производстве так не делают, исправила ошибки, минут 10 поработала на ПК пристава-исполнителя и та просияла: «А что так можно было?»

Взыскателя обрадовали, что деньги поступят уже в ближайшие дни. Хэппи-энд.

Как оказалось, пристав просто была не сильна в тонкостях сводного производства и не обладала необходимыми навыками работы в CRM, чтобы своевременно осуществить нужные действия и посмотреть нужную информацию, при том что далеко не новичок в своей работе. Да, такое бывает.

Здесь в затягивании хода исполнительного производства виноват человеческий фактор. А мы всегда грешим на проволочки по причине бюрократических неторопливых действий системы взыскания в целом или ошибочно полагаем, что у должника нет средств и имущества, на которые можно обратить взыскание.

Нельзя сказать, что пристав в ходе производства ничего не делал – постановление об аресте банковских счетов, постановление об объединении в сводное производство по одному должнику, две приостановки (видимо для розыска имущества), но были ли эти меры эффективными, если можно было максимум за месяц взыскать сумму со счета, а не создавать видимость бурной деятельности. Результатом такой некомпетентной работы пристава вообще могла быть справка пристава о невозможности исполнения исполнительного листа, а не получение взыскателем суммы по нему.

Поэтому, не пускайте исполнительное производство на самотек - ходите ножками к судебным приставам-исполнителям (ибо по телефону до них дозвониться практически не возможно), регулярно интересуйтесь ходом исполнительного производства, задавайте неудобные вопросы, получайте разъяснения (в том числе письменные), просите ускорить взыскание, настаивайте, даже если вам кажется, что вы зачастили - это в ваших же интересах.

11
3 комментария

Поделюсь своим кейсом в подтверждение слов автора.

За 8 лет приставы из 9м взыскали 300к.
А все потому, что их никто не контролировал.

Ввиду стечения обстоятельств и продуктивной работы юристов, в том числе моей, мы взыскали всю сумму долга за 6 месяцев.
Просто нужно было пообщаться с приставами и Должником, изучить документы и совершить несколько несложных действий.

2
Ответить

Зачем вообще подавать лист приставам, если известен живой счёт должника?

Ответить

Бывает, что у Должник несколько счетов, и чтобы не обходить каждый банк, выгоднее сращу обратиться к приставам, чтобы те наложили арест на все счета.

Ответить