За какой контент могут осудить по закону
Штраф до 5 миллионов рублей, исправительные работы, лишение свободы — все это можно получить за контент, который нарушает закон. Рассказываем, за какие публикации есть риск попасть под суд.
Мы в lava.top тщательно следим за качеством публикуемоего контента. Поэтому изучили законы и подготовили подборку самых часто встречающихся ситуаций, когда контент может нарушать закон.
Клевета
Клевета — это распространение заведомо ложной информации, которая порочит честь или достоинство какого-либо человека или подрывает его репутацию. За нее грозит уголовное наказание. Клевета в соцсетях может привести к штрафу до 5 миллионов рублей, обязательным или принудительным работам, аресту или даже лишению свободы.
Вот примеры:
Известный Telegram-канала Mash написал, что у МВД якобы есть «черный список инфоцыган», которых планируют проверить на причастность к неуплате налогов и отмыванию денег. В этом списке значился музыкальный исполнитель Егор Крид. Певец подал в суд на Mash и отсудил у него за клевету 350 тысяч рублей. Также суд запретил Telegram-каналу распространять эту недостоверную информацию и обязал опровергнуть ее.
Другой певец, Леонид Агутин, долго судился с блогером Ильей Мамаевым. Блогер выложил на Youtube видео, в котором обвинил исполнителя в пропаганде масонства и сатанизма. Певцу удалось выиграть дело, а блогера обязали удалить порочащий репутацию видеоролик.
Признать пост в соцсети клеветой могут, если одновременно в нем есть три условия:
- Информация не соответствует действительности. То есть, клевета содержит факты, которые на самом деле ложные. Например, если в посте кто-то пишет о том, что какой-то человек преступает закон, и в открытом доступе есть подтверждение в виде уголовного дела, клеветой это считаться не будет.
- Информация содержит конкретные факты, которые порочат честь и достоинство или негативно влияют на репутацию. Если в публикации рассказали о случае воровства, которого на самом деле не было — это клевета. А если в посте обвинили кого-то в глупости или обозвали нехорошим словом — это оскорбление, а не клевета.
- Распространитель понимает, что информация ложная. То есть он умышленно хочет опубликовать недостоверные сведения. Если же человек прочитал чей-то пост с ложными фактами, поверил в него и скопировал себе какие-то факты — это заблуждение, а не клевета.
На самом деле, за клевету судят не так часто. Мы нашли данные, что в 2020 году суды рассмотрели дела о клевете в отношении 899 человек, из которых осудили только 56 человек. Но наказание за заведомо ложную информацию достаточно суровое. Поэтому стоит тщательнее следить, чтобы в публикуемом вами контенте не было клеветы.
Фейковые новости
За публикацию заведомо недостоверной и потенциально опасной информации придется тоже отвечать по закону. Это касается новостей, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, имуществу, безопасности, общественному порядку, работе кредитных учреждений, объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, энергетики, промышленности и связи.
Пример: жительница Курганской области опубликовала в соцсети недостоверную информацию о последствиях вакцинации от COVID-19. За это ей пришлось заплатить штраф 30 тысяч рублей.
Публикация недостоверной и общественной значимой информации может привести к штрафу от 30 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц и от 200 тысяч до 500 тысяч рублей для юрлиц — и это если обошлось без последствий. Если от фейковых новостей кто-то или что-то пострадает — штрафы будут в несколько раз выше.
Рекламные посты без маркировки
С начала сентября 2023 года начали действовать штрафы за публикацию в интернете рекламы без маркировки. Теперь у любой рекламы в сети должен быть индивидуальный идентификатор, а информацию о ней нужно передавать в Роскомнадзор. Это должен сделать как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За несоблюдение требований физических лиц могут оштрафовать на сумму до 100 000 рублей, юридических лиц — до 500 000 руб.
Уже в ноябре вынесли первые постановления за нарушения закона. Владелице телеграм-канала «Лиса рулит» пришлось заплатить 300 тысяч рублей. В нем опубликовали 3 рекламных поста без маркировки. Владелица канала сообщила, что обычно ее канал вовремя маркирует рекламу, но в трех публикациях забыли это сделать.
Нарушение авторского права
Если кратко — публиковать от своего имени чужие тексты, фото и видео запрещено. Нельзя просто так взять и, допустим, скопировать себе статью другого автора. Исключение — если в источнике прописано, что тексты можно перепечатать со ссылкой на оригинал.
Без разрешения автора можно публиковать текст в информационных, научных, учебных или культурных целях. И то, не полностью, а только в виде цитат или отрывков из него. Но в любом случае нужно указывать имя автора и давать ссылку на источник. Ранее мы подробно рассказывали о том, как защитить свой контент от кражи.
Защита авторских прав в интернете действует по умолчанию. Если создатель контента не разрешал его использовать другим лицам или организациям, значит, это запрещено.
К сожалению, защита авторских прав в РФ ещё не так сильно развита. И многие могут годами воровать чужой контент и не нести за это никакой ответственности.
Но вот если поймают — накажут весьма сурово. По закону, за нарушение авторских прав предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. В некоторых случаях могут взыскать нанесенный ущерб в более крупном размере.
Например, на жителя Якутска завели уголовное дело о нарушении авторских прав с причинением ущерба свыше 14 миллионов рублей. Он скачал на свой телефон два фильма местных режиссеров и выложил их в сеть без согласия правообладателей. И за такое, казалось бы, незначительное преступление молодому человеку теперь грозит огромный штраф.
А еще автор сам может написать тому, кто украл у него контент, и потребовать возместить ему крупную сумму. Чтобы не доводить дело до суда — придется платить. Поэтому лучше не копировать чужие фото и тексты.
С переработкой контента тоже нужно быть аккуратнее. Порой группы в соцсетях постят у себя краткие содержания книг — саммари. Многие думают, что это законно. Но в этом году Максим Ильяхов смог отсудить 6,5 миллионов рублей за несогласованную переработку его произведений.
Саммари его книг «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки» без согласия создателя разместили на разных ресурсах и продавали доступ к ним. Ильяхов смог защитить свои авторские права и получить компенсацию.
Публикация чужих фото или видео
На этот случай есть закон, который однозначно говорит — публиковать фото и видео с людьми можно только с их согласия. Согласие не нужно в трех ситуациях:
1) Изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах.
2) Изображение получено при съемке, которая проводится на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения. Но если при этом какой-то конкретный человек на фото или видео будет основным объектом съемки — нужно получить его согласие.
3) Человек позирует для фото или видео за плату.
За публикации чужих фотографий или видео могут подать в суд и потребовать компенсировать моральный ущерб. Например, житель г. Брянска подал в суд на онлайн-издание, которое использовало в своей публикации его фотографию без согласия. Под ней комментаторы оставляли негативные комментарии и угрозы. Редакция настаивала на том, что мужчина сам разместил фотографию в сети, сделав ее публичной. Но доказательств этому суд не нашел и взыскал с ответчика 20 тысяч рублей в качестве морального ущерба.
Другой пример: в соцсеть благотворительного фонда выложили видео, на котором женщина подкидывает к их дверям котенка. Запись активно смотрели и распространяли пользователи. Героиня видео подала на фонд в суд, но проиграла. Суд постановил, что запись разместили в общественных интересах, поэтому согласие истца не требовалось.
Выводы
Итак, попасть под суд можно за публикации, которые содержат:
- клевету;
- нарушения авторского права;
- фейковые новости;
- рекламу без маркировки;
- чужие фото или видео.
На самом деле, каждый день в соцсетях появляется огромное количество контента, за который теоретически могут засудить. И чаще всего за это никто не отвечает. Но в какой-то момент может не повезти, и за нарушение придется как минимум заплатить штраф, а как максимум — попасть под уголовное дело. Поэтому лучше работать честно, соблюдать закон и не рисковать ради временного увеличения охватов.
А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.
*Здесь должен быть комментарий, но мы не хотим платить штраф*
В неспокойное время живем. Лучше быть читателем, а не писателем.
Сюда можно еще кейсы Блиновской (распространение пустого контента) и Ивлеевой (сходили на вечеринку, выложили фотки) добавить. По второму кажется, что за любой контент могут возбуждать дела, ну или как минимум, проверки.
Да, ваши примеры тоже подходят. Контент медийных личностей сейчас, кажется, вообще под очень пристальным вниманием
Думаю, действительно не стоит рисковать. Даже если в суд не подадут. - репутацию потом сложно восстановить будет.
А про рекламную маркировку действительно хотелось бы почитать хорошую подробную статью.
Да, история про саммари книги Ильяхова получилась громкой и показательной. Может, многие теперь задумаются, стоит ли делать «бизнес» на нарушении чужих авторских прав 🙄
Сейчас за любой могут осудить))