Полет в невесомости: как я проверял экономику впечатлений на практике
Этот эксперимент стоил мне 3 млн рублей... Знаете, есть такая штука, как «парадокс Истерлина», согласно которому богатство само по себе не делает нас счастливее. Впрочем, многие психологи объясняют, почему вещи перестают радовать нас так быстро, в то время как даже не самые приятные воспоминания со временем становятся ценными. А еще многие сейчас советуют тратить деньги не на вещи, а на впечатления. Я сейчас работаю в этой сфере, а когда-то мне как предпринимателю захотелось это проверить. Полное видео с результатом эксперимента в конце статьи.
Психолог Томас Гилович утверждает, что мы склонны быстро привыкать к новым вещам, и они перестают нас радовать. Например, покупка нового телефона или машины сначала будоражит и приносит удовлетворение, но также быстро становится обыденностью. Впечатления типа похода в горы или прыжка с парашютом, напротив, приносят более долгую радость. Они становятся частью нас и нашей истории.
Еще впечатления помогают наладить связь с другими людьми, ведь мы любим делиться своими переживаниями. Это связывает нас крепче, чем общие вещи. К тому же, впечатления не так легко сравнить с чужими, как вещи, и это уменьшает зависть. Гилович говорит, что выбор между впечатлениями и вещами – это выбор между тем, что ты есть, и тем, что у тебя есть. И в этом, по его мнению, заключается ключ к настоящему счастью.
Наконец, согласно Гиловичу, даже неприятные воспоминания со временем могут превратиться в ценный опыт, а иногда даже в забавные истории, которыми мы делимся с друзьями. Так что впечатления могут не только делать нас более счастливыми, но и помогать укреплять наши отношения с другими.
Подозревая, что спрос на счастье должен быть неплохой, хотелось попробовать эту нишу. Но надо было проверить гипотезу. И я начал подготовку…
Выгод оказалось очень много. Люди, которые ориентированы на впечатления, как правило, еще более удовлетворены своей жизнью, чем те, кто ориентирован на материальное. А Эрих Фромм сказал так: наша личность и способ взаимодействия с миром зависят от того, на что мы делаем упор – на вещи или на переживания.
В итоге я точно решился на этот эксперимент.
В центре подготовки космонавтов есть особенный «аттракцион», точнее тренажер. Я знал про него и раньше, но и подумать не мог, что это можно испытать на себе.
Ил-76МДК — самолет-лаборатория, разработанный на основе транспортного самолета Ил-76 для подготовки космонавтов к условиям невесомости. Этот самолет оснащен специальным оборудованием для обеспечения безопасности и создания условий невесомости. На этом самолете космонавты учатся действовать в условиях невесомости.
Внутри самолета просторная грузовая кабина преобразована в лабораторию длиной свыше 14 метров и шириной и высотой приблизительно 3,5 метра, оборудованную рельсами для опоры, мощным освещением и мягкими матами на полу.
Во время полета для достижения невесомости самолет поднимается на высоту 6 км, где пилоты выполняют маневр, известный как «горка». В этот момент в течение 20 секунд все на борту ощущают увеличенные перегрузки. Далее на высоте примерно 8,5 км самолет входит в фазу свободного падения. Во время этого 25-28-секундного свободного падения в салоне и возникает состояние невесомости.
После этого пилоты выравнивают самолет из пикирующего падения, снова вызывая перегрузки на борту. На высоте 6 км самолет возвращается к горизонтальному полету, и такие маневры повторяются согласно плану экспериментов или тренировок.
Конечно же, как бывалый стартапер я понимал, что нужен MVP и проверка гипотезы. Был сделан сайт, подготовлены продавцы, и мы начали работать по клиентской базе. Рисковать деньгами, не имея клиентов, очень не хотелось. И саму услугу я пока не оплачивал. Но долго ждать не пришлось. Первый любитель впечатлений найден. Затем и второй. Далее надо было принимать решение — ввязываться в большую игру или нет. Я решил попробовать.
Нужно было внести 100-процентную предоплату. Мы согласовали даты полета, внесли деньги и продолжили продажи. Нашей команде потребовалось 3 недели для набора 12 человек. И мы это сделали! В команду любителей острых впечатлений мы пригласили настоящего космонавта Сергея Рязанского и взяли с собой оператора. Продавали этот пакет примерно за 500 тысяч рублей на человека.
500 тысяч — много или мало? Я считаю, что выбор, на что потратить эти деньги, у людей точно был. Но они выбрали впечатления! Жалеют? Конечно нет.
Я считаю, что мой эксперимент удался. Те, у кого с деньгами все хорошо, — готовы покупать впечатления. А экономика впечатлений начала входить в свою активную фазу.
В итоге я сделал для себя такие выводы.
1. Люди действительно готовы платить значительные суммы за впечатления. Главное — умение создать такие впечатления и найти этих людей.
2. Эксклюзивные впечатления сопряжены с финансовыми рисками. Для работы с этой сфере необходимо быть готовым рисковать, пробовать новые подходы и иметь финансовую подушку безопасности.
3. Работа в сфере впечатлений — это работа в долгую. Те, кто пережил полет в невесомости, сразу захотят чего-то большего, и ты должен быть к этому готов. Иначе придется начинать с нуля.
4. Материальные вещи становятся все доступнее. Думаю, уникальные и редкие впечатления будут выделяться как средство самовыражения и самореализации. Это уже сейчас приводит к росту индустрии «впечатлений» и экзотических услуг. Стоит заметить, что даже люксовый туризм не утратил тенденцию к росту.
5. Тренд на уникальность скоро перестанет быть элитарным и перейдет в более массовый сегмент. Потребители будут искать более персонализированные и индивидуализированные впечатления, что потребует от предпринимателей глубокого понимания их целевой аудитории и способности адаптировать свои предложения под конкретные запросы и предпочтения.
Мы сейчас запустили новое направление — корпоративные путешествия, и можем реанимировать наш опыт для желающих. Заявку можно оставить через сайт с комментарием «хочу в невесомость». Можем взять одну команду в количестве не менее 10 человек.
UPD: запустил Telegram-канал, где буду делиться опытом развития бизнеса в сфере путешествий и экономики впечатлений!
Попробую систематизировать свой опыт организатора и фиксировать выводы и кейсы, которые могут быть полезны другим организаторам подобных проектов. И это не только про путешествия. Это про всё, что связано с бизнесом, построенном на эмоциях и впечатлениях. Ведь сегодня мы живём в эпоху впечатлений, когда покупают у тех, кто научился удивлять!