Побеждаем в продуктовых хакатонах
Привет! Я Никита Арутюнов — победитель хакатонов и Serial Founder, и я расскажу, как побеждать в мире продуктовых хакатонов. В конце статьи есть tl;dr с коротким содержанием.
Мое путешествие началось, когда мне было всего 16. С тех пор я прошел путь от участника до победителя хакатонов. Сейчас мне 24, и я успел побывать организатором хакатонов и перерасти в основателя собственных стартапов.
7
Продуктовые хакатоны — это не просто соревнования, это шанс показать свою креативность, удивить жюри и участников своими идеями и, конечно же, победить :)
Что значит продуктовый?
Сразу определимся, что хакатон продуктовый, когда поставленная задача дает простор для реализации и не напоминает техническое задание. Обычно в управлении проектами это называется бизнес-задачей.
Продуктовые хакатоны отличаются от технических тем, что в них важно не просто создать работающий прототип, но и продемонстрировать его рыночный потенциал. На таких хакатонах выделяются решения, которые решают реальные проблемы пользователей и могут быть востребованы на рынке.
Примеры продуктовых задач:
- Создать альтернативный способ восстановления пароля
- Разработать мобильное приложение корпоративного «Банка Идей»
- Сделать встроенный в экосистему банка маркетплейс автомобилей
Каждую из этих задач я разберу и покажу победные решения.
Секреты успеха
Сделайте MVP — минимально жизнеспособный продукт и решите конкретную задачу
Важно обозначить минимальное решение, которое точно будет готово к середине хакатона. Точечное решение «боли», описанной в задаче, заложит фундамент, с которым можно занять призовые места.
Так для «Банка Идей» был сделан продукт в самом тривиальном дизайне, не отвечающем корпоративным стандартам компании, устраивающей хакатон.
Минимальный продукт прошел первичный отсев среди прототипов, после чего решение с полностью выстроенным User Flow уже было доработано в конечный продукт, победивший по итогам финальных презентаций.
Hint: Если у вас нет дизайнера в команде, то сам хакатон — это лучшее место, чтобы найти его параллельно созданию минимального продукта.
Но даже имея минимальный продукт на финальной презентации удавалось занимать призовые места в хакатонах Angel.Hack, «Надежда на технологии» Сколково и других.
Удивляйте и завораживайте
Продуктовые хакатоны требуют не просто технических навыков, но и способности удивлять:
- Альтернативный способ восстановления пароля на основе ассоциаций (Росбанк Tech.Madness 2018): Традиционные методы восстановления пароля часто уязвимы и неудобны. Мы предложили новаторский подход, основанный на уникальных ассоциациях пользователя с изображениями. Этот метод не только повышал безопасность, но и обеспечивал удобство использования, так как ассоциации уникальны для каждого человека и трудно поддаются взлому. Жюри было впечатлено тем, как мы переосмыслили обыденную задачу, придав ей новый, персонализированный характер.
- Быстрый просмотр цен автомобилей с помощью AR-камеры с AI (/more.tech 2020): Мы использовали технологии ARKit и AI для создания решения, которое позволяло пользователям мгновенно узнавать цены на автомобили, просто направив на них камеру своего смартфона, а уже после детально просматривать модель машины в AR. Это решение объединяло в себе удобство, инновационность и практичность, позволяя людям получать информацию о ценах в реальном времени без необходимости устанавливать дополнительные приложения, благодаря технологии App Clip, просто отсканировав QR код встроенной камерой iPhone.
Такой подход поразил жюри своей актуальностью и технологическим мастерством, демонстрируя, как можно использовать современные технологии для упрощения повседневных задач.
Объясните, почему именно ваше решение поможет закрыть «боль»
Всегда важно объяснить, как ваш продукт, даже минимальный, поможет рынку или корпорации.
Уйдите от абстракций и кратко распишите плюсы в стиле презентации стартапа, например: сокращаем время пользователя от «подумать о новой машине», которую он увидел на улице, до «купить новую машину» в приложении банка.
Так мы больше не заставляем искать ценность нашего решения, и у жюри остаётся больше времени на его оценку.
Презентация — это лучшая возможность раскрыть решение и победить
Я уже говорил, что к моменту создания минимального продукта вам желательно найти дизайнера, — теперь все серьезнее :)
Презентация и ее дизайн могут стать бутылочным горлышком вашего решения. Именно на презентации вам предстоит и осветить техническую часть, и удивить своим решением.
Для конкурентоспособности среди других презентаций лучше сразу взять в команду дизайнера, который будет сконцентрирован именно на понятном и впечатляющем представлении вашего решения.
Не стесняйтесь и берите за референсы презентации успешных стартапов. В случае, если хакатон проводит крупная компания — возьмите за референс ее корпоративные презентации и мимикрируйте под них.
Не сковывайте себя рамками, добавляйте интерактив и работайте с жюри и участниками хакатона, будто ваш продукт уже выходит на IPO!
Кстати, именно с помощью интерактива можно показать другим участникам, что даже они — ваша аудитория, получив от этого максимальную лояльность.
Новые знакомства и нетворкинг
Нетворкинг — это вторая победа
В 2016 году на первом хакатоне для школьников GoTo Hack моя команда не выиграла, но я понял: важны командный дух и общение с людьми вокруг в перерывы — нетворкинг.
В эти перерывы я встретил множество талантливых людей, которые на тот момент были школьниками как и я. Сейчас они работают в крупнейших технологических компаниях и ведущих стартапах по всему миру.
Уже в каждом последующем хакатоне я был увереннее и активно общался со всеми на площадке хакатона, обмениваясь контактами и опытом, заодно отвлекаясь от обескураживающей атмосферы вокруг.
Эти связи оказались бесценными не только для моего профессионального роста, но и для личного развития. В течение почти десяти лет мы видим прогресс друг друга и поддерживаем общение, что заряжает намного больше, чем просто формальный выигрыш. Всегда приятно увидеть друга в списке Forbes 30 under 30 или в запуске нового проекта соцсети VK.
Да, не самая очевидная долгосрочная победа в хакатоне — это связи, образованные по его итогу. Через собранные на хакатоне личные контакты дальше проще выстраивать как свои стартапы, так и просто дружбу.
Как победить (too long; didn't read)
Если вы озадачены и уже подумали, что ингредиентов слишком много, то держите кратко главные составляющие победы:
Ищите актуальную проблему: Ваши решения должны решать реальные задачи.
Инновационность: Применяйте новейшие технологии для создания уникальных решений.
Потребительская ценность: Демонстрируйте, как ваш продукт может найти свое место на рынке или в экосистеме корпорации.
Презентация: Яркая и понятная презентация — ваш ключ к успеху.
А теперь побеждаем вместе
Побеждайте в хакатонах и растягивайте победу уже сейчас нетворкингом со мной в социальных сетях @nickaroot
Эта статья появилась благодаря усилиям десятков людей, с которыми я побывал на хакатонах в одной команде, буду рад увидеть вас в комментариях :)
А ещё в комментариях оставляйте свой путь к победам на хакатонах, будет интересным дополнением, спасибо!
Полезная статья для участников хакатонов, понравились хаки "как хакнуть хакатон" :)
А тут большая статья и пошаговый план для организаторов: https://vc.ru/hr/1039651-kak-organizovat-hakaton-organizaciya-i-provedenie-hakatonov - этапы организации и проведения хакатона.
Супер дополнение, спасибо :)
Для организации очень советую всегда брать прожженых не спящих хакатонщиков, чтобы они могли мотивировать участников даже ночью