Как я открыла онлайн-школу английского, работая с 9 до 5 маркетологом

<i>Елизавета Пачина, основатель онлайн-школы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fengsider.com%2F&postId=1031704" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Engsider</a>, преподаватель английского, контент-маркетолог ProgressMe</i>
Елизавета Пачина, основатель онлайн-школы Engsider, преподаватель английского, контент-маркетолог ProgressMe

2021. Мечта

Я всегда мечтала начать свое дело, но дальше мыслей вроде “вот когда вырасту… ” не заходило. Помню, как-то говорила с подругой-предпринимательницей и объясняла ей, что не вижу себя этой роли. Это был 2021 год. Тогда я только начала работать контент-маркетологом в ProgressMe и хотела расти именно в корпоративной среде. По вечерам обучала английскому. У меня было 4 ученика – считай плюс 8 часов к моей основной работе. В итоге работала не пять, а все шесть дней в неделю.

В 2022-м учеников стало вдвое больше, и я поняла, что уже не тяну. В тот момент у меня мелькнула мысль о расширении до школы. Глобально мне всегда хотелось заниматься маркетингом – и в ProgressMe, и в школе, а преподавание делегировать другим учителям. В голове тут же возникла картинка, как я высвобождаю время и занимаюсь тем, что нравится больше всего.

Летом четыре ученика ушли на каникулы, и я начала продумывать план открытия школы.

2022. Первые шаги

В июле 2022 сделала первые конкретные шаги:

  • проконсультировалась с юристом;
  • заказала договоры;
  • открыла ИП;
  • нашла двух учителей;
  • попросила Яну, нашего менеджера по продажам в ProgressMe, провести мне демо-тур по платформе как клиенту.

К сентябрю почти все мои ученики пошли заниматься к преподавателям, а я начала думать над привлечением новых клиентов. На тот момент я мало что знала о продажах, ведь в ProgressMe я занималась упаковкой и созданием контента. Поэтому в самом начале наделала немало ошибок.

Например, вложила кучу денег в разработку многостраничного сайта. Мне казалось, что без него нельзя привлекать клиентов эффективно. Это было заблуждением, из-за которого я потеряла время и деньги. Люди в основном приходили по рекомендациям и через мои личные страницы в соцсетях.

<i>Главная страница сайта, который я заказала на старте школы, но потом забросила. Логотип задизайнила сама в канве :)</i>
Главная страница сайта, который я заказала на старте школы, но потом забросила. Логотип задизайнила сама в канве :)

В октябре число учеников выросло, но преподаватели оказались не готовы брать дополнительную нагрузку. В итоге кого-то я взяла сама, а от кого-то пришлось отказаться.

Новых учителей не искала. Было страшно – думала, что на ставку 500 рублей в час никто не пойдет. Новые каналы привлечения не тестировала, в рекламу не вкладывалась.

Тогда я мыслила с позиции преподавателя, а не предпринимателя, что сильно мешало, как и нехватка практических знаний о бизнесе. Сказалось и мое эмоциональное состояние – 2022 год был непростым для многих.

2023: в поисках поддержки

Летом я познакомилась с классным дизайнером Настей Кулановой и решила переосмыслить вместе с ней брендинг. Можно было без него, но в тот момент мне это придало сил развивать школу дальше. Теперь у нас есть четкое позиционирование и миссия. И мне, и команде понятно, ради чего мы все это делаем.

<i>Визуализация из нашего брендбука, который создали дизайнеры из Akula agency</i>
Визуализация из нашего брендбука, который создали дизайнеры из Akula agency

Что касается школы, то бизнес функционировал, но не рос. Нехватка знаний ощущалась острее. И я начала искать варианты решения проблемы.

В августе пошла на программу от областного центра поддержки предпринимательства, где меня научили основам бизнес-планирования. Дело сдвинулось с места: я составила бизнес-план развития школы и увидела перспективу. Это было приятное чувство.

Потом были шесть недель работы с ментором от нацпроекта Росмолодежи. В этот период начала выстраивать схемы привлечения клиентов из новых каналов (Авито, Яндекс. бизнес) .

Обе программы помогли перестроиться на предпринимательское мышление, дали новые знания, веру в себя и конкретные инструменты для дальнейшей работы.

2024: от Австралии до Канады

Главным успехом на данный момент считаю то, что не закрыла проект в период спада. Сейчас я сотрудничаю с тремя учителями, одна из которых сильный педагог по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ. Благодаря этому расширили линейку услуг и повысили чек.

На данный момент в школе 13 учеников, может показаться немного, но мы растем постепенно и это огромный плюс. География студентов широкая – от Австралии до Канады.

Запускаем платную рекламу – без нее, увы, развитие невозможно. Сменила подход к набору преподавателей. В частности, отказалась от работы со студентами, т. к. учеба для них все таки приоритетнее и, увы, репутация школы может из-за этого страдать. Еще изучаю особенности построения сильной команды. Делаю максимальный упор на развитие навыков учителей с точки зрения методики, делюсь своим опытом, отсматриваю уроки, даю фидбэк.

Работы меньше не стало – появились дополнительные обязанности (обучение преподавателей, коммуникация с клиентами, финансовое планирование, создание контента для разных каналов) , но постепенно планирую переводить операционку на помощника. Муж помогает с платной рекламой и бухгалтерией.

<i>Страница нашего сайта</i>
Страница нашего сайта

Главные уроки:

Оглядываясь назад, могу сказать, что за эти два года я поняла несколько важных вещей:

1. Бизнес не для каждого.

Будучи самозанятым репетитором, я зарабатывала плюс-минус те же деньги, что и сейчас в статусе основателя школы. Однако перспектив профессионального и личного роста, на мой взгляд, у меня сейчас больше. Если считаете, что уперлись в потолок как репетитор, то открытие бизнеса – логичный способ выйти из рутины и развивать новые навыки.

2. Важно не зацикливаться на прошлом опыте, уметь перестраиваться.

Если вы всю жизнь были преподавателем, а потом решили открыть свою школу, то с этого момента нужно прокачивать предпринимательские навыки и мыслить как руководитель. Строить бизнес с “менталитетом учителя” очень трудно, потому что приходится выполнять совершенно другие функции и задачи.

3. Чтобы открыть школу необязательно иметь блог с тысячами подписчиков.

Но это однозначно более простой путь. Проще и дешевле развивать в соцсетях личный бренд, а потом на задворках своей странички брать в команду “помощников-учителей”, которые будут обучать пришедших лидов.

Если не хочется “светить” лицом, то нужно понимать, что тогда придется вкладываться в маркетинг и конкурировать с крупными игроками, у которых гораздо больше денег на рекламу.

4. Вы никогда не будете готовы к запуску своего бизнеса, если не готовы допускать ошибки и терять деньги.

Это больно, но оно того стоит. Каждая потраченная впустую копейка – приобретенные знания. Иногда за них приходится дорого платить. Вкладываться в свое обучение и наставничества важно, но, на мой взгляд, самые лучшие знания все равно придут из вашего личного опыта, что бы вам ни говорили гуру и менторы.

Что делать, если вы хотите открыть свой бизнес

1. Изучить основы ведения бизнеса

Новички могут погуглить, посмотреть какие-то видео, почитать кейсы. Обязательно обратитесь в региональное отделение центра содействия предпринимательству, там специалисты дают консультации, подсказывают, с чего начать. Можно поспрашивать друзей-предпринимателей, если есть. Мне подруга помогла разобраться с финансовым планированием, отчетами.

2. Проконсультироваться с юристом и оформить необходимые документы

Если планируете работать в онлайне, то лучше найти юриста с опытом помощи онлайн-бизнесам. Но главное в самом начале найти толкового специалиста, с которым вам будет комфортно работать.

3. Проработать брендинг

Это необязательный пункт, но я все равно считаю, что это только на пользу. У онлайн-школы должен быть запоминающийся образ, который привлечет именно «ваших» клиентов.

4. Не бояться пробовать новое и ошибаться

Комментарии тут излишни: )

Окружение — это важно. Заглядывайте!

Надеюсь, мой опыт был кому-то полезен. Если так, поделитесь статьей с друзьями и коллегам, которые подумывают о запуске своей школы/бизнеса. Спасибо!

4
Начать дискуссию