Как работать с большими задачами?
Есть такая традиция - планировать в Новогоднюю ночь героические достижения на год вперед. Бьют куранты, шипит шампанское, а мы составляем список: бросить все вредное и начать все здоровое, построить это и сломать то, выучить 5-7 языков и сходить в кругосветку на лыжах.
Масштабность этих планов ограничивается только размером листа и степенью праздничного вдохновения. Мозг в этом процессе участвует лишь косвенно - подсказывает новые идеи, но не включает критику.
И в итоге с наступлением трудовых будней мы остаемся один на один с неподъемным райдером, отодвигая день за днем, месяц за месяцем свои амбициозные планы до более подходящего момента (ведь сейчас совсем недосуг).
Не трудно догадаться, что к концу года мы редко выполняем хотя бы 20% от обещанного, а это не добавляет уверенности в собственных силах. Напротив, такие пробуксовки нередко приводят к апатии и нежеланию вообще что-то предпринимать, планировать и менять. Что же делать?
Ответ простой: дробить! Рассказываю на примере строительства сырного хранилища в Лукино.
Наше прежнее сырное хранилище в определенный момент времени перестало вмещать все наши результаты производства, и у перед нами встал выбор: либо сокращать производство, либо организовать новое хранилище. Благо, у нас уже было в арсенале подземное овощехранилище, в котором достаточно места, но оно совсем не оборудовано под хранение сыров.
Т.е сама идея переоборудовать и переехать выглядит вполне себе адекватно и звучит просто, но для критической части мозга эта задача звучит как «видишь гору? Нужно ее перенести». И в этот момент приходит госпожа прокрастинация со своими «это сложно» и «давай потом». А потом может и не наступить, если не помочь самим себе.
Дробим нашу большую задачу на 5-10 задач поменьше, а потом каждую из них по мере необходимости еще на 5-10 осколков. Что получилось у нас с нашим новым сырным хранилищем:
- Сформулировать требования: размеры, температура, влажность, доступ, наличие воды.
- Составить перечень рабочего оборудования и инвентаря: от мойки до тряпочек и кисточек.
- Полностью освободить пространство от всего, что там лежит. Вообще от всего. Глазам нужен простор и визуализация будущего пространства.
- Нарисовать схему расположения стеллажей, места хранения инвентаря. Расставить на схеме оборудование.
- Составить план работ по подготовке помещения.
Последний пункт получился самым абстрактным, а значит его мы раскладываем на подпункты. Но мы были бы не мы, если бы просто так ринулись в бой. Мы решили, что наше сырное хранилище должно стать выставочным залом и дегустационной комнатой для гостей агротуризма, а это вносит серьезные усложнения в процесс оборудования. Теперь нельзя просто поставить стеллажи. Нужно добавить эстетики и комфорта. Так добавились еще два пункта:
- Определить программу взаимодействия с гостями в хранилище.
- Скорректировать план работ с учетом требований эстетики.
В итоге мы построили такой список задач второго уровня:
- Обшить стены клинкерным кирпичом для имитации старого погреба.
- Выставить стеллажи под 3 тонны товарного сыра вдоль.
- Оборудовать торцевую стенку под хранение вина.
- Сделать трехуровневое освещение.
- Подшить потолок черным полотном с вставками из дерева.
- Загрунтовать и покрасить полы для избавления от пыли.
- Покрасить воздушные короба в черный цвет.
- Установить перегородку и двери в хранилище.
- Провести воду и канализацию.
- Разместить дегустационный стол и стулья на 12 человек.
С таким списком двигаться вперед стало понятнее. Но для примера распишу пункт 2 про стеллажи. Итак, задачу «выставит стеллажи под 3 тонны» разбили на 5:
- Рассчитать площадь полок под 3 тонны.
- Разделить всю площадь на уровни (у нас получилось 5 уровней) и получить длину/ширину всех стеллажей.
- Выбрать материал для каркаса (у нас металл) и полок (фанера 2,5 см).
- Установить каркас с болтовыми креплениями стыков.
- Сделать систему направляющих для полок, чтобы полки с сырами можно было выдвигать.
И дело реально пошло веселее, так как мы четко понимали последовательность действий.
Вот так выглядело будущее хранилище на середине пути:
Конечно, были паузы для творчества. Например, выбрать цвет кирпича или поиграть с деревом на потолке, но это не мешает общему процессу и не заставляет лечь по-Обломовски на диван с целью обдумать судьбы всего мира.
Такой подход работает абсолютно во всех задачах. С его помощью мы создали все пространство Лукино и продолжаем двигаться дальше.
Удачи, и не бойтесь больших проектов - пусть они вас боятся.