Кейс: от подписания договора до ввода в эксплуатацию котельной в Южно-Сахалинске — 1,5 года
Наша компания занимается производством модульных котельных. Их основное преимущество, в отличие от стационарных — скорость введения в эксплуатацию. Если для стационарных котельных требуется привезти на место технику, рабочих и материалы, то элементы модульных котельных полностью изготавливаются на нашем производстве, а затем транспортируются в нужную локацию. Это проще и в плане логистики, и в плане производства, поэтому ввод в эксплуатацию осуществляется быстрее.
Сегодня мы расскажем об одном из наших значимых объектов — водогрейной котельной для ООО «РИР-Сахалин», Южно-Сахалинск.
В чем особенности блочно-модульных котельных
В отличие от стационарных, основная часть работ происходит на заводе. Модули котельных изготавливаются по разработанному проекту и обшиваются сэндвич-панелями или металлическими листами. Такие котельные не являются объектом капитального строительства, их легче и быстрее построить.
Затем блоки перевозятся на площадку к заказчику, устанавливаются на фундамент, собираются в единую конструкцию, подключаются к сетям — и котельная готова к эксплуатации. Сроки реализации всего проекта значительно меньше, чем при строительстве стационарной котельной. Если строить котельную на месте, то могут возникнуть задержки с доставкой материалов, на объект потребуется командировать работников, предоставить им жилье и содержание — все это увеличивает стоимость и сроки проекта.
В России около 120-150 компаний занимаются производством блочно-модульных котельных. Но технологию максимальной заводской готовности, когда производимые модули проходят контрольную сборку на производстве, далее разделяются на транспортные единицы и перевозятся, используют немногие компании. Также мало у кого есть опыт мультимодальных перевозок 15-35 модулей на большие расстояния (7 000 км и более).
Мы предоставляем полный цикл услуг по изготовлению котельных, включая логистику, а также монтаж и пуско-наладочные работы. За 18 лет работы на рынке наш опыт позволяет реализовывать самые сложные и нестандартные проекты в любой точке страны.
О заказчике
Заказчик ООО «РИР-Сахалин» — многопрофильный холдинг, который входит в структуру государственной корпорации «Росатом». Основная деятельность самого холдинга — энергетика, машиностроение и строительство. С 2020 года «РИР-Сахалин» является управляющей компанией для АО «Сахалинская Коммунальная Компания», которая занимается теплоснабжением города.
В 2022 году «РИР-Сахалин» заключил соглашение с мэрией Южно-Сахалинска на постройку и введение в эксплуатацию новой автоматизированной котельной в юго-восточной части города. Мы выступили в качестве генерального подрядчика.
Задача
Заказчик ООО «РИР-Сахалин» обратился к нам с задачей изготовить водогрейную котельную для отопления и горячего водоснабжения новых микрорайонов, расположенных в южной части Южно-Сахалинска. До этого районы были подключены к ТЭЦ-1 «Сахалинской коммунальной компании», расположенной в противоположной части города — на севере.
Растущая нагрузка на ТЭЦ-1 приводила к тому, что жители южных микрорайонов жаловались на нехватку тепла во время пиковых нагрузок зимой. Кроме того, в перспективе планировалось расширение этих районов, а мощности ТЭЦ-1 уже были ограничены — диаметры трубопроводов в городе уже были близки к максимальным, и расширять их еще больше не представлялось возможным. Поэтому новая котельная была просто необходима.
По техзаданию, нам нужно было изготовить и установить на нужной локации автоматизированную газовую котельную мощностью 60 МВт. Наше производство находится во Владимирской области, поэтому нужно было организовать доставку модулей до Южно-Сахалинска — маршрут составлял около 9 000 км.
Решение
Мы разработали проект модульной газовой котельной, состоящей из 15 блок-модулей. В качестве основного оборудования мы, совместно с Заказчиком, решили использовать водогрейные жаротрубные котлы российской компании «ЭНТРОРОС». Для достижения требуемой мощности 60 МВт нам потребовалось 6 котлов мощностью 10 МВт каждый. Чтобы обеспечить бесперебойную работу котельной, мы запланировали возможность функционирования как на основном, так и на резервном топливе, в качестве которого был выбран дизель.
Котлы мы укомплектовали комбинированными горелочными устройствами итальянской компании Cib Unigas. Они могут перерабатывать и основное топливо — природный газ, и резервное — дизель.
Для циркуляции теплоносителя мы выбрали итальянские насосы LOWARA. Каждая насосная группа была рассчитана так, чтобы обеспечить резерв мощности — если бы один из насосов вышел из строя, его тут же заменил бы резервный. Все насосные группы по нашему проекту были объединены в отдельно стоящий насосный узел — это делало эксплуатацию и обслуживание проще.
Для контроля за физико-химическими показателями воды мы включили в проект систему химической водоподготовки. При эксплуатации котельной она смягчает и очищает воду от примесей, что предупреждает преждевременный износ оборудования.
Для отведения дымовых газов мы предусмотрели установку шестиствольной дымовой трубы с индивидуальными дымовыми трактами для каждого котла.
Эксплуатация котельной предусматривает постоянное нахождение обслуживающего персонала, а для контроля за процессами и управления оборудованием мы запланировали установку программируемых контроллеров.
Параметры котельной
мощность — 60 МВт;
график нагреваемого контура системы отопления и вентиляции — 105/70 °С;
график греющего контура котельной — 110/75 °С;
тепловая мощность каждого котла — 10 МВт;
количество водогрейных котлов — 6;
количество блок-модулей — 15;
размеры — 50 550 х 14 000 х 5 817 мм;
- высота дымовой трубы — 45 м.
Логистика
Помимо изготовления самой котельной, нам требовалось организовать ее доставку на довольно большое расстояние — 9 000 км. При этом, нужно было учесть то, что Южно-Сахалинск находится на острове.
Поэтому транспортировка была запланирована с использованием двух видов транспорта — автомобильного и морского. По нашим расчетам, для перевозки нужно было задействовать 29 автомобилей, которые должны были проехать до крупнейшего в Хабаровском крае морского порта Ванино. Там они должны были пройти на пароме до острова Сахалин, и продолжить свой путь до Южно-Сахалинска.
У нас уже был опыт перевозки модулей на дальние расстояния и в регионы со сложной транспортной доступностью — например, на Чукотку и на Ямал — поэтому такой маршрут не стал для нас экстраординарным. Нужно было просто применить свой опыт и спланировать логистику.
Ход работ
Мы составили проект котельной и изготовили модули на своем производстве в п. Ставрово (Владимирская область). Затем провели контрольную сборку, убедившись, что все модули стыкуются между собой. Далее модули были разделены на транспортные единицы, упакованы в фанеру и погружены на автомобили.
Отгрузка длилась 3 дня, процесс доставки занял 32 дня. Затем мы занялись сборкой котельной — так как мы уже проверили стыковку модулей на производстве, это сэкономило нам время. Монтаж продлился месяц, пусконаладка — тоже около месяца.
В зоне нашей ответственности также было подведение необходимых коммуникаций — воды, газа, электричества, канализации. Вместе с подключением к котельной это заняло 3-4 месяца.
Таким образом, все работы, начиная от доставки модулей котельной в Южно-Сахалинск и заканчивая вводом в эксплуатацию, заняли около полугода.
Объем работ:
600 м газопровода;
250 м водоотведения;
150 м водопровода;
165 м тепловых сетей;
- 200 м электроснабжения.
Результат
Весь процесс — с момента подписания контракта с «РИР-Сахалин» занял около 1,5 лет. Если бы вместо нашего проекта строилась стационарная котельная, то сроки составили бы 2-2,5 года.
Запуск был произведен 2 октября 2023 года. Новая котельная снизила нагрузку на текущего поставщика услуг — ТЭЦ-1 и обеспечила бесперебойное теплоснабжение для более, чем 11,5 тыс. жителей Южно-Сахалинска. В том числе, было улучшено качество теплоснабжения для социально значимых объектов — взрослой и детской областной больниц.
Тепловая нагрузка котельной:
- общая по потребителям — 48,95 Гкал/час;
- общая по перспективным потребителям — 26,49 Гкал/час.
Мы рады ответить на возникшие вопросы по поводу нашего кейса и модульных котельных в целом — пишите в комментарии.
А если вам интересен блочно-модульный инжиниринг и строительная отрасль — подписывайтесь на наш Telegram-канал или оставляйте заявку на сайте. Там мы делимся новостями рынка, обсуждаем технологии и рассказываем о наших проектах.
#модульныекотельныесистемы #модульные_здания #котельные #блочно-модульные_котельные #завод_котельного_оборудования