Как написать хороший бизнес-план? Опыт Simple Company

Мы не раз упоминали, что привлечение инвестиций — это системная работа. Вы должны не только уметь подать свою идею, но и подтвердить ее перспективность документально, то есть предоставить бизнес-план. Например, его запрашивали у нас в рамках подготовки к Российскому венчурному форуму и при подаче заявок на различные гранты. В статье разбираем главные составляющие документа и делимся опытом подготовки бизнес-плана, который нам удалось реализовать практически без отклонений.

Бизнес-план — важный инструмент для любого предпринимателя. Это дорожная карта развития вашего бизнеса, которая помогает привлечь инвесторов, партнеров, а также сфокусировать вашу команду на достижение поставленных целей

Мы DeepTech-стартап и разрабатываем сложное специализированное ПО, поэтому взять готовый шаблон или привлечь людей «со стороны» для разработки качественного бизнес-плана у нас не получилось бы в любом случае. Также мы не использовали какую-то определенную методику написания, а опирались на общераспространенные практики и наш собственный опыт

Итак, какие разделы можно выделить в бизнес-плане:

1. Обзор бизнеса. Здесь вы обозначаете цель бизнес-плана, представляете свою компанию, ее историю, виды деятельности, а также миссию и видение, ключевые преимущества, а также команду.

2. Анализ рынка. Раздел посвящен аналитике рынка: размер, основные потребительские сегменты, тренды, запросы, потребности и боли клиентов, анализ прямых и косвенных конкурентов. Задача — выявить проблему и предоставить способ её решения.

Мы проводили анализ рынка несколькими способами. Первое, брали отчеты мировых лидеров, которые исследовали рынок, на глобальном уровне, постепенно переходя к более детальному анализу. Далее, изучали рынок, основываясь на показателях и потребностях наших потенциальных клиентов, брали данные Росстата, Атласа промышленности и так далее.

3. Продукты и услуги. В этом разделе вы описываете, что именно вы предлагаете рынку, какие проблемы решает продукт или услуга, в какой предметной области они применяются. Детально описывается из чего состоит сам продукт, его вектор развития, промежуточное и целевое состояние.

4. Стратегия и реализация. Это план по достижению коммерческих целей компании, действия которые вы будете предпринимать для их достижения. Дополнительно здесь описываются результаты SWOT-анализа (оценка внутренних и внешних факторов, которые влияют на компанию), анализа рисков и способы их минимизации.

В данном разделе также можно прописать выгоды от работы с вами и другие вспомогательные разделы. Например, стратегию по получению грантовой поддержки, целевую структуру компании, рекрутинговый план, ESG-часть, инфраструктурные преимущества и т.д.

5. Финансовый прогноз. Здесь вы представляете прогноз доходов, расходов, а также показатели прибыли. На этапе стартапа тяжело предсказать, как рынок отреагирует на продукт и какие издержки могут возникнуть, поэтому рекомендуем дополнительно приложить бизнес-модель, чтобы получить больше доверия от инвесторов

6. Заключение. Подведение итогов и выжимка основных моментов бизнес-плана

7. Запрос. В конце необходимо разместить предложение целевой аудитории вашего бизнес-плана, это может быть запрос на инвестиции, кредит в банке либо поиск новых партнеров.

Как написать хороший бизнес-план?

Задача бизнес-плана — построить видение, долгосрочный стратегический план развития компании. В первую очередь стоит определить для себя конечную точку, к которой вы бы хотели прийти и поэтапно прописать действия в обратном порядке, которые приведут вас к этой точке, построить некий таймлайн, когда и что вам необходимо сделать для достижения цели.

Например, вы хотите заработать миллион рублей. Что необходимо сделать, чтобы заработать эту сумму? Допустим, поставить продукт 10 клиентам, а чтобы поставить продукт, надо заключить 10 контрактов. Чтобы заключить 10 контрактов, необходимо договориться об условиях, чтобы обговорить условия, надо познакомиться с клиентом, чтобы познакомиться с клиентом, надо участвовать в профильных мероприятиях и расширять сеть контактов и так далее.

На написание бизнес-плана у нас ушло почти полгода системной работы, подробной аналитики и глубокого погружения в различные предметные области. Основную часть бизнес-плана составлял основатель Simple Company и глава продуктового отдела Андрей Чернышов, при этом другие сотрудники также дополняли его, исходя из имеющихся компетенций. Мы дополняли и корректировали бизнес-план более 10 раз, и в итоге так хорошо все спланировали, что смогли его реализовать по результатам первого года работы с отклонением всего в 3%.

Три основных совета по составлению и защите бизнес-плана:

1. Будьте реалистами. Убедитесь, что ваш бизнес-план реалистичен, особенно в плане финансовых прогнозов. Любая задача должна быть адекватной, реальной для достижения и оценена с точки зрения ресурсов, которые придется затратить на ее выполнение.

2. Поработайте над детализацией. Чем подробнее вы проработаете каждый раздел, тем лучше. Подумайте, какие вопросы могут возникнуть у инвесторов и заранее включите ответы на них в свой бизнес-план

3. При защите бизнес-плана будьте уверены, четки и убедительны. Ваша уверенность и вера в успех проекта могут быть решающими факторами для инвесторов.

Надеемся, что наш опыт и советы помогут вам составить эффективный и привлекательный бизнес-план, а следить за тем, получается ли у нас и дальше реализовать задуманное, можно в нашем Telegram-канале, подписывайтесь!

Ниже вы найдете ссылки на наши статьи, которые могут помочь с ответом на другие ваши вопросы:

2
4 комментария