Как организовать онлайн-хакатон – рекомендации сообщества хакеров
Кратко о чем статья
Всем привет, с вами Russian Hackers – организаторы ведущих хакатонов в России и сообщество участников хакатонов.
Онлайн-хакатоны – это соревнования, где команды в составе 1-5 разработчиков, дизайнеров, менеджеров решают задачи от заказчиков-спонсоров. Такой формат генерирует десятки пилотных проектов для заказчика, укрепляет его IT-бренд работодателя и эффективен для найма удаленщиков.
Если у вас нет экспертизы, то чтобы провести хакатон – нанимайте операторов хакатонов. Если уже имеете опыт проведения – идите на онлайн-платформы по проведению.
Ключевой подводный камень при организации онлайн-хакатона – привлечение и удержание аудитории. Далее по тексту, мы осветим подробнее кто организует хакатоны, в чем существенная польза онлайн-хакатонов и какие инструменты использовать для эффективного проведения
Подробно
Интро
Итак, предположим, что в параллельной вселенной, на очередном совещании, коллега Марина, глава HR, и директор по инновациям Александр уже запланировали оффлайн-хакатон и уже даже согласовали бюджет. Но что же делать?
В городе ходит вирус, начальство объявило карантин и общую удаленку, никто не работает, вот же незадача. Как Марине и Александру выйти из сложившейся ситуации победителями?
И тут Марине пришло озарение – а зачем звать 150 человек на хакатон, когда можно позвать тысячу на онлайн хакатон? Александру тоже понравилась эта идея – ведь его лемминги уже давно пилят очередные интеграции 1С, а из новых фичей в продукте только перекати-поле и грязная кофемашина в офисе…
Давайте разберёмся как Марине и Александру адаптировать смету хакатона под онлайн-формат при этом сохранить качество мероприятия и закрыть поставленные задачи.
«А чего тут сложного? Берёшь, вешаешь задачки и ждёшь, пока решения запилятся; две-четыре недели и хакатон прошёл; награждаем победителей; KPI выполнены и проект закрыт». Но все ли так просто? Давайте разберемся в формате онлайн хакатон и какие подводные камни бывают.
О формате
Онлайн-хакатоны – это соревнования, где команды в составе 1-5 разработчиков, дизайнеров, менеджеров решают задачи от заказчиков-спонсоров. Это распространенный в мире формат, такие хакатоны проходят по всему миру более десяти лет. Крупнейшие зарубежные платформы по проведению онлайн-хакатонов – Devpost, HackerEarth, ChallengeRocket, Kaggle. В России организацией онлайн-хакатонов занимаются Russian Hackers, Phystech Genesis, Актум, Boosters Pro, Spinon, Zucker Studio и другие операторы хакатонов. По нашему опыту, бывают кейсы хороших онлайн-хакатонов как зарубежом, так и в России, давайте узнаем что определяет такие кейсы.
Платформы чаще предлагают открытый сервис - для упрощения понимания представьте себе Timepad, где можно не только зарегистрироваться на мероприятие, но и создать команду, отправить решение и т.д. Например на платформе Devpost в несколько кликов можно захостить онлайн-хакатон – с этим справиться один ивент-менеджер. Поэтому, если бюджет сильно ограничен, а онлайн-хакатон провести Марине и Александру очень нужно, то лучше проводить его на международных платформах – так аудитория будет больше, а само решение предлагает опыт отточенный на сотни других онлайн хакатонах.
Использование платформ имеет и противоположный эффект – многие компании не имеют выстроенной системы работы с сообществом разработчиков, в связи с чем постановка задач, сбор решений и проведение самого хакатона становится под вопросом. Также они ограничены в возможностях по кастомизации под ваш ивент, данные пользователей будут храниться у третьей стороны, за некоторые фичи придется заплатить. В целом платформы - это просто инструмент, для утилизации возможностей которого нужно уметь им пользоваться. Тут появляются операторы онлайн-хакатонов – например, наша команда помогает четко сформулировать задачи компании и транслировать их на аудиторию, а также организовать весь процесс от подготовки к хакатону до работы с участниками после него, что существенно облегчает работу Марине и Александру.
Обсудив с Мариной и Александром, что бывают площадки и организаторы, решающие их задачи, мы переходим к тому, зачем проводят онлайн-хакатоны и какие они бывают.
Что берут на себя операторы хакатонов и платформы?
1. Определение целей мероприятия и проработку форма
2. Закрытие всех операционных вопросов по организации
3. Помощь с составлением задачи
4. Привлечение внешних менторов и экспертов
5. Организация промо-кампании
6. Коммуникация с релевантными информационными партнерами и сообществами
7. Работа с участниками до, во время и после хакатона
8. Контроль за таймингами мероприятия
9. Подготовка отчета после хакатона
Плюсы онлайн хакатона
- Больше аудитория
Участие в офлайн-хакатоне ограничено географией и временными рамками. Проведение онлайн-хакатона в течение нескольких месяцев может сплотить потенциально глобальную аудиторию, не ориентируясь на географию и временные зоны
- Меньше ограничений во времени
Хороший сервис требует больше времени. В случае с онлайн-хакатоном Марина и Александр вольны выбрать тот формат, который их устроит – от однодневного хак-дня, до хакатона, который идет несколько месяцев
- Больше сервисов
За тот бюджет, который ушел бы на разработку внутри компании, Марина и Александр могут получить десятки различных команд и решений, которые можно интегрировать в их компанию. По сравнению с офлайн-хакатоном на онлайне заявок на участие больше, а значит, потенциальных решений тоже
- Больше внимания
Хакатоны привлекают не только разработчиков, но и клиентов для спонсоров. Заголовок наподобие «Компания Пупа и Лупа бросает вызов разработчикам и дает возможность выиграть призы в размере Х тысяч рублей за созданные ими приложения» более привлекательны, чем когда пишут “Компания Пупа и Лупа запускает API» или «Компания Пупа и Лупа открывает платформу для разработчиков». Любой, кому небезразлична технология, уже может участвовать в хакатоне в качестве зрителя – это и есть большой плюс онлайн хакатона
- Социальный фактор
При проведении онлайн-хакатона участники регулярно отправляют запросы “Проголосуй за мое приложение” или “Я думаю, эти проекты тебе будут интересны” – добавляем сюда хэштег хакатона и получаем эффективный виральный инструмент рассказать о компании
Разумеется, есть и недостатки онлайн-хакатонов. Подробнее их мы можем обсудить в комментариях. Отметим главный – это вовлечение сообщества в процесс. Аудитория маловероятно будет участвовать в онлайн-хакатоне просто так. Для вовлеченности ее в процесс подрядчики Марины и Александра должны проработать специальные механизмы
Механизмы привлечения аудитории
- Деньги
Разработчики получают очень высокие зарплаты. Порой организаторы забыв это, делают из хакатонов "галеры" и пытаются оптимизировать расходы на разработку. По-этому, если ваш онлайн-хакатон нацелен на денежный приз – мы рекомендуем сделать его от 200 тыс. рублей до 3М рублей
- Мерчендайз
За прохождение контрольных точек хакатона участников можно премировать раздаткой – стикерами, футболками, онлайн-сертификатами. Мы для своих мероприятий взяли следующий формат: за прохождение первого чекпоинта команда получает стикерпаки, за последующие – футболки, толстовки или аналогичный мерч. В мире много инициатив стимулируются символическими подарками, например Digital Ocean на Hacktoberfest ежегодно отсылает почтой более 100 000 футболок за вклад в опенсорс проекты.
- Еда
Как ни странно, более 60% участников нашего хакатон сообщества отметили, что на онлайн-хакатоне им не хватает еды – энергетиков, пиццы. Если брать российский сегмент – коллаборация с Додо-Пиццей или Деливери Клаб будут отличным бонусом для участников.
- Онлайн-атмосфера
Возможно вы читали наше исследование-статистику “Нанять 33 разработчика с хакатона” – 70% участников отмечают, что приходят на хакатон ради общения. Так что запасаемся доступом в Zoom, Calendly, Slack / Microsoft Teams / Discord, проводим общие конференц коллы, добавляем различные активности направленные на нетворкинг в неформальной обстановке: все уже слышали про онлайн-бары? Почему бы не организовать подобное на хакатоне
- Возможности
Привлекайте участников возможностью сделать свой собственный проект в интересующей нише, снабдив их экспертами и недостающими знаниями. Для более эффективного использования хакатонов стремитесь приглашать индустриальных экспертов, а в качестве номинаций делать то, что не будет ограничивать команды строгим ТЗ – например, номинации хакатона могут быть "Лучшее мобильное приложение" или "Самая прорывная идея в e-commerce" – такие задачи сообщество воспринимает с внутренней любовью и будет игнорировать собственные алчные запросы, идя на ваш хакатон для создания действительно полезных решений
Пример организации онлайн-хакатона
Итак, для Марины и Александра мы провели ликбез по проведению онлайн-хакатона. Давайте перейдем непосредственно к фреймворку, помогающему им. Мы подготовили для Марины и Александра пример плана действий для организации онлайн-хакатона из двух этапов – пред-отбора (2-4 недели) и финала в 4 дня.
Чек-лист по организации онлайн-хакатона
1. Определиться с задачами хакатона
2. Выделить целевую аудиторию ивента
3. Согласовать смету
4. Выбрать подрядчика по методике работы с этой аудиторией
5. Согласовать формат мероприятия
6. Разработать дизайн ивента, сайт – начать сбор заявок
7. Проинструктировать экспертов хакатона
8. Работать с командами – провести чек-поинты и этап судейства
9. Провести онлайн-трансляцию финала
10. Сделать зрительское голосование
11. Наградить победителей
12. Подвести итоги хакатона в медиа
13. Пригласить победителей в офис компании
14. Пуститься в работу после хакатона – интегрировать решения / победителей в компанию
Отдельно отметим используемые инструменты:
Что почитать по теме
- How to run successful in-person and online hackathons with our tried and true best practices (Devpost)
- Лонгрид: нанять 33 разработчика с хакатона — миф или реальность
- 90% of Corporate Hackathons have negative ROI
- Physical or online? How to make your hackathons a success
- Ликбез: как поставить задачу по Data Science на хакатон. Какие они бывают, как правильно составить и какой выхлоп ожидать
- Что такое хакатон и зачем он нужен вашему бизнесу
- Инструменты для проведения онлайн-мероприятий
Поделитесь в комментариях вашим опытом участия и организации в онлайн-хакатонах
А какой у вас опыт участия и организации онлайн-хакатонов?
А есть площадки, где хакатоны проводятся не в виде соревнований (имхо, делать куче команд одно и то же, пусть и разными способами - такая себе идея), а в виде кучки разных проектов, аля "стартапов", где люди могут поучаствовать в создании того или иного продукта/реализации идеи? Хочешь покодить в выходные, зашел, увидел набор на прикольную идею, подписался - написали mvp за выходные.
На самом деле с хакатона получаются не всегда одинаковые решения: если организаторы правильно формулируют задачи на хакатон, то проекты будут очень разные. Мы скажем на последнем нашем онлайн-хакатоне публиковали все проекты и делали онлайн-голосование: http://smzhack.ru/vote.
С точки зрения того, на какой платформе можно посмотреть mvp проектов – мы готовим исследование, где как раз расскажем, что к чему
сколько дней лучше закладывать на онлайн-хакатон под корпоративного заказчика? Региональный,небольшой хакатон,без миллионной аудитории,а человек на 100-200?)
в офлайне мы делали 3 дня-стартовали вечером в пятницу и заканчивали в вскр, а в онлайн-формате никак не могу определиться с продолжительностью (
Анастасия, заметьте, что вы в своем вопросе ни разу не упомянули про цель вашего хакатона. По нашему опыту бывает три кейса:
1) Сделать хорошие решения на выходе (задел на корп. акселератор, поиск жизнеспособных продуктов, найм команд в штаб и т.п.)
Пред-отбор "Опиши свою идею и пришли презентацию" 2-3 недели
Отбор заявок 3-7 дней
Финал 2-5 дней
После финала – мотиваторы делать проекты после хакатона – 1-3 месяца после
Финал лучше всего делать с условного четверга/пятницы по воскресенье
2) 20 похожих решений от разработчиков (=а-ля сделай тз/проведи галеры для разрабов/отбери рекрутерам кандидатов, хакатон только для рекрутинга)
Пред-отбор – либо не нужен, либо вводится согласно специфики задачи
Финал 1-3 дня – собираете кандидатов и смотрите кто лучше программирует
3) Хакатон без целей / Хакатон для пиара / "Я заказчик, хочу все и сразу" (aka слив бюджетов)
Финал 2-3 дня + Пиар-активности 1-2 месяца до и 1-2 месяца после