Советы владельцу бизнеса по оптимизации расходов на разработку, маркетинг и аналитику от разработчика
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса бесплатной сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также Telegram-канала про сквозную аналитику. Сегодня расскажу как можно оптимизировать дорогостоящий процесс разработки/маркетинга/аналитики.
Дисклеймер
Советы даны на основе собственного опыта разработки довольно сложных сервисов с фокусом на маркетинг и аналитику.
Фокусируйте бюджеты на маркетинге и аналитике
Без продаж ваш красивый сайт бесполезен.
Поэтому если продажи падают, останавливайте/упрощайте дорогостоящие задачи и освободившиеся деньги вкладывайте в рекламу и немного в аналитику.
Реклама нужна чтобы были продажи.
Сквозная аналитика нужна, чтобы понять, на какую рекламу не стоит тратить денег и что вообще мешает конвертировать входящие заявки в продажи.
А теперь детально, что можно сократить.
Упрощайте разработку
В моей практике были случаи, когда сливались миллионы рублей на зарплаты разработчиков ради ненужных не продающих хотелок.
Что можно оптимизировать:
Не изобретайте велосипеды
Самописные CRM, самописная аналитика, с вероятностью 99% не нужны.
Лучше составьте список задач и возьмите консультацию у внешнего эксперта по CRM и аналитике, который не продает разработку. Скорее всего, все что вы хотели разрабатывать - уже готово и стоит на порядки дешевле.
Разработка сайта с нуля
Если у вас типовой лендинг/многостраничный лендинг/типовой магазин, то однозначно конструкторы типа Тильды/Insales и очень осторожно - Битрикс.
Не ведитесь на доводы типа - хороший сайт только самописный или нужно писать только на модном js-фреймворке и прочее.
Редкий программист понимает что модный последние 3 часа фреймворк не влияет на продажи, но хорошо влияет на себестоимость. А студия хочет продавать вам человеко-часы разработки, а не продажи на сайте.
"Уникальный" дизайн
Если он обоснованно не заточен под продажи и повышение конверсии - под нож.
Посмотрите в сторону стандартных тем и конструкторов.
В любом случае "дизайн" должен продавать, поэтому фокус на УТП и текстах, а не утонченных шрифтах и невероятных спецэффектах.
Спецэффекты на сайте
Всплывающие формы, ajax, красивые переходы - это все обычно не продает, но сильно усложняет и удорожает некоторые процессы. Отказывайтесь.
Отдельный привет тем, кто делает лендинги с загрузкой 2-3 секунды и лоадером. Клиенты столько не ждут и уходят до того как загрузится сайт.
Разработка админок с уникальным дизайном и функционалом
Все давно придумано, делать с нуля не имеет смысла. Берем готовый css-фреймворк и CRUD-генератор. Скорость разработки вырастет в разы.
Используйте популярные языки/фреймворки.
Если вы не навороченный высоконагруженый SAAS-сервис, то однозначно использовать PHP/Yii2/Laravel/Jquery/MySQL. Для большинства навороченных SAAS они тоже отлично подходят.
И ... возможно Битрикс для сложных корпоративных сайтов, где разрабатывать с нуля большой объем стандартной бизнес-логики не имеет смысла даже на PHP - связь с 1с, бухгалтерия и прочее. Но тут я не силен.
Никаких NodeJs, Go, Ruby, Python, Perl, модных js-фреймворков и Single-page application, которые так хочет программист.
Это все невероятно затянет сроки и отсрочит продажи + необходимость платить зарплаты в растянутых сроках + мучения с поиском кадров.
Рабочий процесс и себестоимость разработки
Если у вас бардак и хаос, почитайте эту статью.
Переходите на готовые популярные решения
Была отдельная статья про связку сайт-реклама-продажи аналитика, но коротко расскажу еще раз.
Лендинги/мультилендинги для услуг
Используйте Тильду.
На данный момент лучший конструктор с большим отрывом от остальных. Удобен как для построения сайта, так и для аналитики.
Очень осторожно с битриксом, особенно с его формами и чатом. Он возможно хорош как конструктор сайтов сам по себе, но к нему с большим трудом и чеком прикручивается аналитика. На этапе сквозной аналитики можно хорошо попасть на деньги и/или остаться без аналитики.
Интернет-магазины
Тут я не особо специалист, но нравится InSales.
Что-то простое можно сделать также на Тильде.
Онлайн-чаты
С большим отрывом лидирует Jivosite.
Практика показывает что в них пишут много и чаты довольно мощный инструмент поднятия количества лидов на пустом месте.
CRM
Если вы хотите системно продавать - CRM нужна однозначно.
Бесплатно и мощно на старте - Битрикс24
Чуть удобнее, но сразу платно - AmoCRM
Для интернет-магазина - RetailCRM или встроенная в InSales
Все остальное без явной необходимости - не рекомендую. Чем экзотичней инструмент, тем проблемней и дороже аналитика.
Сквозная аналитика
Если вы не спец по сквозной аналитике и при этом вам дорого продают уникальную настройку Google Analytics/Google Data Studio или Power BI.
То еще раз хорошо подумайте. Скорее всего у вас типовые проблемы, которые давно решены типовыми решениями.
Готовые платные решения закрывают пожалуй до 90% задач по аналитике, избавляя от необходимости тратить деньги и время на разработку своих костылей. Посчитайте стоимость обоих вариантов.
Например UTMSTAT из коробки без программистов может прикрутить практически любой сайт как к собственной аналитике, так и к Google Analytics с CRM. То есть уже снимается большой пл��ст работ по внедрению всяких скриптов на сайте и разработке отчетов.
Доведите до идеала базовую аналитику, а уже только потом усложняйте процесс и стройте персональные отчеты, но скорее всего в этом не будет необходимости.
Более подробно про выбор сервиса сквозной аналитики читайте здесь.
Контролируйте маркетологов/контекстологов/директологов
Если вы не спец по контексту и не можете оценить качество рекламных кампаний, то вот вводная статья по настройке контекста, попросите подрядчика придерживаться ее.
Опытный подрядчик и так все из нее знает, а новичек - не допустит грубых ошибок.
Контролируйте сквозную аналитику
Сквозная аналитика в целом простая вещь и если держать ее в порядке, она покажет точки роста и экономии.
Просто почаще в нее заходите и контролируйте, чтобы реклама приносила заметно больше денег чем тратила.
Эта метрика называется ROMI. Он должен быть от 30% и выше.
Если вы не уверены в вашем подрядчике, то можно дать ему в помощь робота.
Типовые проблемы подрядчиков в этой статье.
Осторожнее c чат-ботами и прочими волшебными инструментами
Сейчас хайп с чат-ботами, будто способность дать какой-то автоматический ответ повысит продажи в разы.
Нет.
Нет входящих заявок - не с чем работать боту.
Тут 3 задачи.
Задача 1. Привлечение клиентов (генерация лидов).
Нужно увеличивать количество входящих звонков/заявок через форму/корзину/сообщения в онлайн-чат.
Эту задачу решает исключительно сайт с понятным УТП и простыми способами связи, качественная реклама и сквозная аналитика.
Пока вы не завалены лидами, усложнять процесс не надо. Наведите порядок тут.
Задача 2. Обработк�� лидов.
Если ваши менеджеры откровенно не завалены лидами, как сейчас службы доставки еды. То пока они тянут ручную обработку - продолжайте фокусироваться на рекламе.
Ненужно 2-3 заявки в день обрабатывать через бота, скорее потеряете клиента, не дав развернутый ответ, чем получите продажу.
И только если у вас будет сотни лидов в день с однотипными вопросами, то тут да - можно уже автоматизировать и на типовые вопросы давать типовые ответы ботом.
Задача 3. Подогрев лидов.
Если выжали максимум из задач 1 и 2, можно подключать всякие email-рассылки и прочие инструменты, которые принесут продажи в долгосрочной перспективе.