Советы владельцу бизнеса по оптимизации расходов на разработку, маркетинг и аналитику от разработчика
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса бесплатной сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также Telegram-канала про сквозную аналитику. Сегодня расскажу как можно оптимизировать дорогостоящий процесс разработки/маркетинга/аналитики.
Дисклеймер
Советы даны на основе собственного опыта разработки довольно сложных сервисов с фокусом на маркетинг и аналитику.
Фокусируйте бюджеты на маркетинге и аналитике
Без продаж ваш красивый сайт бесполезен.
Поэтому если продажи падают, останавливайте/упрощайте дорогостоящие задачи и освободившиеся деньги вкладывайте в рекламу и немного в аналитику.
Реклама нужна чтобы были продажи.
Сквозная аналитика нужна, чтобы понять, на какую рекламу не стоит тратить денег и что вообще мешает конвертировать входящие заявки в продажи.
А теперь детально, что можно сократить.
Упрощайте разработку
В моей практике были случаи, когда сливались миллионы рублей на зарплаты разработчиков ради ненужных не продающих хотелок.
Что можно оптимизировать:
Не изобретайте велосипеды
Самописные CRM, самописная аналитика, с вероятностью 99% не нужны.
Лучше составьте список задач и возьмите консультацию у внешнего эксперта по CRM и аналитике, который не продает разработку. Скорее всего, все что вы хотели разрабатывать - уже готово и стоит на порядки дешевле.
Разработка сайта с нуля
Если у вас типовой лендинг/многостраничный лендинг/типовой магазин, то однозначно конструкторы типа Тильды/Insales и очень осторожно - Битрикс.
Не ведитесь на доводы типа - хороший сайт только самописный или нужно писать только на модном js-фреймворке и прочее.
Редкий программист понимает что модный последние 3 часа фреймворк не влияет на продажи, но хорошо влияет на себестоимость. А студия хочет продавать вам человеко-часы разработки, а не продажи на сайте.
"Уникальный" дизайн
Если он обоснованно не заточен под продажи и повышение конверсии - под нож.
Посмотрите в сторону стандартных тем и конструкторов.
В любом случае "дизайн" должен продавать, поэтому фокус на УТП и текстах, а не утонченных шрифтах и невероятных спецэффектах.
Спецэффекты на сайте
Всплывающие формы, ajax, красивые переходы - это все обычно не продает, но сильно усложняет и удорожает некоторые процессы. Отказывайтесь.
Отдельный привет тем, кто делает лендинги с загрузкой 2-3 секунды и лоадером. Клиенты столько не ждут и уходят до того как загрузится сайт.
Разработка админок с уникальным дизайном и функционалом
Все давно придумано, делать с нуля не имеет смысла. Берем готовый css-фреймворк и CRUD-генератор. Скорость разработки вырастет в разы.
Используйте популярные языки/фреймворки.
Если вы не навороченный высоконагруженый SAAS-сервис, то однозначно использовать PHP/Yii2/Laravel/Jquery/MySQL. Для большинства навороченных SAAS они тоже отлично подходят.
И ... возможно Битрикс для сложных корпоративных сайтов, где разрабатывать с нуля большой объем стандартной бизнес-логики не имеет смысла даже на PHP - связь с 1с, бухгалтерия и прочее. Но тут я не силен.
Никаких NodeJs, Go, Ruby, Python, Perl, модных js-фреймворков и Single-page application, которые так хочет программист.
Это все невероятно затянет сроки и отсрочит продажи + необходимость платить зарплаты в растянутых сроках + мучения с поиском кадров.
Рабочий процесс и себестоимость разработки
Если у вас бардак и хаос, почитайте эту статью.
Переходите на готовые популярные решения
Была отдельная статья про связку сайт-реклама-продажи аналитика, но коротко расскажу еще раз.
Лендинги/мультилендинги для услуг
Используйте Тильду.
На данный момент лучший конструктор с большим отрывом от остальных. Удобен как для построения сайта, так и для аналитики.
Очень осторожно с битриксом, особенно с его формами и чатом. Он возможно хорош как конструктор сайтов сам по себе, но к нему с большим трудом и чеком прикручивается аналитика. На этапе сквозной аналитики можно хорошо попасть на деньги и/или остаться без аналитики.
Интернет-магазины
Тут я не особо специалист, но нравится InSales.
Что-то простое можно сделать также на Тильде.
Онлайн-чаты
С большим отрывом лидирует Jivosite.
Практика показывает что в них пишут много и чаты довольно мощный инструмент поднятия количества лидов на пустом месте.
CRM
Если вы хотите системно продавать - CRM нужна однозначно.
Бесплатно и мощно на старте - Битрикс24
Чуть удобнее, но сразу платно - AmoCRM
Для интернет-магазина - RetailCRM или встроенная в InSales
Все остальное без явной необходимости - не рекомендую. Чем экзотичней инструмент, тем проблемней и дороже аналитика.
Сквозная аналитика
Если вы не спец по сквозной аналитике и при этом вам дорого продают уникальную настройку Google Analytics/Google Data Studio или Power BI.
То еще раз хорошо подумайте. Скорее всего у вас типовые проблемы, которые давно решены типовыми решениями.
Готовые платные решения закрывают пожалуй до 90% задач по аналитике, избавляя от необходимости тратить деньги и время на разработку своих костылей. Посчитайте стоимость обоих вариантов.
Например UTMSTAT из коробки без программистов может прикрутить практически любой сайт как к собственной аналитике, так и к Google Analytics с CRM. То есть уже снимается большой пласт работ по внедрению всяких скриптов на сайте и разработке отчетов.
Доведите до идеала базовую аналитику, а уже только потом усложняйте процесс и стройте персональные отчеты, но скорее всего в этом не будет необходимости.
Более подробно про выбор сервиса сквозной аналитики читайте здесь.
Контролируйте маркетологов/контекстологов/директологов
Если вы не спец по контексту и не можете оценить качество рекламных кампаний, то вот вводная статья по настройке контекста, попросите подрядчика придерживаться ее.
Опытный подрядчик и так все из нее знает, а новичек - не допустит грубых ошибок.
Контролируйте сквозную аналитику
Сквозная аналитика в целом простая вещь и если держать ее в порядке, она покажет точки роста и экономии.
Просто почаще в нее заходите и контролируйте, чтобы реклама приносила заметно больше денег чем тратила.
Эта метрика называется ROMI. Он должен быть от 30% и выше.
Если вы не уверены в вашем подрядчике, то можно дать ему в помощь робота.
Типовые проблемы подрядчиков в этой статье.
Осторожнее c чат-ботами и прочими волшебными инструментами
Сейчас хайп с чат-ботами, будто способность дать какой-то автоматический ответ повысит продажи в разы.
Нет.
Нет входящих заявок - не с чем работать боту.
Тут 3 задачи.
Задача 1. Привлечение клиентов (генерация лидов).
Нужно увеличивать количество входящих звонков/заявок через форму/корзину/сообщения в онлайн-чат.
Эту задачу решает исключительно сайт с понятным УТП и простыми способами связи, качественная реклама и сквозная аналитика.
Пока вы не завалены лидами, усложнять процесс не надо. Наведите порядок тут.
Задача 2. Обработка лидов.
Если ваши менеджеры откровенно не завалены лидами, как сейчас службы доставки еды. То пока они тянут ручную обработку - продолжайте фокусироваться на рекламе.
Ненужно 2-3 заявки в день обрабатывать через бота, скорее потеряете клиента, не дав развернутый ответ, чем получите продажу.
И только если у вас будет сотни лидов в день с однотипными вопросами, то тут да - можно уже автоматизировать и на типовые вопросы давать типовые ответы ботом.
Задача 3. Подогрев лидов.
Если выжали максимум из задач 1 и 2, можно подключать всякие email-рассылки и прочие инструменты, которые принесут продажи в долгосрочной перспективе.